Цена на нефть падает практически каждый день, достигнув рекордных показателей за последние годы: меньше 46 долларов стоил 14 января баррель марок Brent и WTI. И, вероятно, это еще не предел, если сравнивать котировки с пиком кризиса 2008-2009 годов и верить прогнозам аналитиков. Для многих нефтедобывающих стран сегодня это проблема номер один. Но есть на постсоветском пространстве нефтедобывающее государство, где на ежедневные сводки с нефтяных рынков смотрят без радости, но и без паники: это Азербайджан.
Почему манат - не рубль
Особенно это видно по тому, как на падение цен на нефть отреагировали различные валюты. Это в России рубль потерял 40 процентов своей стоимости в 2014 году по отношению к доллару и продолжает падать, ускоряя инфляцию. А азербайджанский манат? Свою стоимость фактически сохранил, даже окреп - по отношению к евро, обратил внимание исполнительный директор и член правления Германо-азербайджанской торгово-промышленной палаты Флориан Шрёдер (Florian Schröder). "До сих пор в Азербайджане было вложено много денег в сокращение долларовой массы. Эффект от этой меры и от снижения цен на нефть дали в сумме примерно нулевой результат. Манат уже стоит дороже евро. Сильный манат представляет собой проблему для экспортной экономики", - отметил он. Однако особых причин для падения курса Шрёдер не видит: "Если девальвация и будет, то, по моему мнению, только плавная".
Азербайджанская ситуация сильно отличается от российской, где одной из существенных причин обесценивания рубля стал отток капиталов и уход иностранных инвесторов, анализирует Шрёдер: "В Азербайджане ничего подобного не наблюдается".
Почти радужная картина
Баку и сегодня демонстрирует вполне высокие показатели роста экономики. Это не 20-процентные скачки, как в середине 2000-х годов, но прогноз роста ВВП на 2015 год, по оценке Всемирного банка, - 4,3 процента. Особенность азербайджанской экономики в том, что, по сравнению с той же российской, она не так сильно встроена в глобальную экономику и поэтому лучше защищена от внешних шоков, объяснил Шрёдер.
К тому же, падение цен на нефть застало Азербайджан в разгар подготовки к новым масштабным проектам, сворачивать которые уже никто не собирается. Отчасти поэтому немецкие компании никаких кризисных явлений в Азербайджане не замечают, говорит Тобиас Бауман (Tobias Baumann), глава отдела Восточной Европы в Федеральном объединении торгово-промышленных палат Германии (DIHK). "Возможно, дело в том, что многие проекты уже профинансированы и реализуются, например, подготовка к спортивным играм European Games, которые пройдут в июне 2015 года под эгидой Европейских олимпийских комитетов в Баку, где строится стадион, гостиницы и другие объекты", - отметил он.
Рост экономики под угрозой
Однако, если цены на нефть стремительно не вернутся на прежний уровень, то Баку не обойтись без дополнительных мер, уверены эксперты. Ведь бюджет страны сверстан при среднегодовой цене на нефть в 90 долларов за баррель. Центральный банк Азербайджана осенью 2014 также построил свой прогноз на 2015 год на том предположении, что котировки вернутся к уровню 90 долларов, как отмечается в аналитической записке азербайджанского Центра экономического и социального развития (CESD). Но есть ли основания полагать, что переизбыток нефти на мировых рынках исчезнет, а котировки снова начнут быстро расти?
На фоне уменьшения валютных поступлений общие резервы Центробанка Азербайджана, включая валютные, постоянно сокращаются, что, со ссылкой на данные самого банка, утверждают аналитики CESD. При этом Азербайджан, в отличие от стран ОПЕК или той же России, иначе отреагировал на резкое снижение нефтяных цен. Баку пошел на снижение уровня добычи и продаж нефти со второй половины 2014 года.
Аналитики из CESD рассчитали, в зависимости от динамики нефтяных цен, три основных сценария развития азербайджанской экономики в 2015 году, согласно которым потери для нее могут составить от 3 до 5 процентов ВВП страны, что может привести к сокращению объема госдоходов от 10 до 15 процентов.
Так что очевидно, что пересмотра параметров госбюджета Баку не избежать. "Азербайджанскому правительству придется пересмотреть свой бюджет на текущий год. В статье доходов возникает очевидная проблема, но она не кажется мне неразрешимой для политиков в Баку", - считает Бауман.
"И десять лет при нынешних условиях"
Учитывая, что цена 90 долларов за баррель нефти не кажется в ближайшее время достижимой, то какая цена нефти устроила бы власти Азербайджана? Это во многом будет зависеть от планируемых расходов, говорят немецкие эксперты. В бюджете записаны так называемые защищенные статьи расходов - на оборону и на социальную сферу, которые едва ли кто-то станет сокращать, полагают аналитики из CESD. По их мнению, скорее всего, экономить придется на инфраструктурных проектах. "Что отличает ситуацию в Азербайджане от, скажем, России - это относительно невысокий уровень расходов на социальные нужды. Факты таковы: многие слои населения живут в бедности - пенсии маленькие, низкими считаются зарплаты в госсекторе. Но тем самым азербайджанским властям легче справиться с нехваткой доходов", - говорит Тобиас Бауман.
Но даже в самом пессимистичном сценарии Азербайджан может не сильно беспокоиться о своей макроэкономической стабильности. "Это одна из стран с самым низким уровнем задолженности на душу населения. Резервы есть как в нефтяном фонде (SOFAZ), так и в Центральном банке. Я интерпретирую имеющиеся цифры так, что страна сможет, если брать за основу сегодняшние условия, при цене 50 долларов за баррель и 10 лет продержаться", - резюмировал Флориан Шрёдер.