Вестник Кавказа

Мечеть, пережившая споры, забвение и разруху

Олег Кусов

Владикавказ принадлежит к числу городов, создававшихся многими культурами. С появлением в городе каждой новой этнической группы, вставал вопрос о храмах. Постепенно город украсили православные соборы и церкви, суннитская и шиитская мечети, лютеранская кирха, синагога, католический костел, баптистский дом молитвы. Сооружения эти не только стали архитектурными изюминками молодого кавказского городка, но и его духовными очагами. Понимая пользу таких очагов, власти шли навстречу верующим – культовые здания имели почти все этнорелигиозные группы.

О том, что никаких преград у верующих в решении подобных вопросов не возникало, можно судить по истории шиитской мечети на берегу Терека. Во второй половине XIX века во Владикавказ перебрались жить персы из Тебриза и азербайджанцы  из Елизаветпольской, Бакинской, Эриванской и Тифлисской губерний. Все они исповедали шиизм. Приблизительно в 1868 году в ответ на просьбу "персидско-подданных мусульман" местные власти бесплатно выделили землю для возведения мечети. Персы, среди которых было много строителей, тянуть время не стали. К сожалению, имя архитектора уникального строения не сохранилось. Специалисты утверждают, что мечеть построена в восточно-мусульманском стиле, который редко встречается в России. При возведении здания использован красный кирпич, а цоколь сделан из местного камня.

Азербайджанцы и персы организовали богослужения. Но архивы сохранили сведения о спорах, начавшихся впоследствии между ними по поводу исполнения обрядов и треб. Мулла в конце XIX века в шиитской мечети фактически назначался персидским консулом (в начале XX века персов во Владикавказе проживало около двух тысяч, что потребовало открытия консульства). Но азербайджанцы (к тому времени их насчитывалось около 800 человек) настаивали на исполнении российского Устава духовных дел иностранного исповедания, который обязывал избирать муллу на собрании прихожан. Власти Терской области, естественно, приняли сторону закона, т.е. азербайджанцев. Известно, что впервые в 1901 году на собрании прихожан муллой был избран Гаджи Мулла Исмаил Гасан оглы. По тогдашним правилам, его избрание утверждал лично начальник области. Персы, очевидно, ведомые своими дипломатами, не согласились с российским законом, но и конфликтовать не стали — попросили у властей новый участок земли для строительства еще одной мечети. На этот раз власти отказали. Видимо, не хотели углублять разногласия между шиитским населением города.

Впрочем, споры эти оказались малосущественными по сравнению с тем, что пережила шиитская мечеть после прихода советской власти. Мечеть уцелела только чудом, но была доведена до жалкого состояния: минареты были снесены, стены облупились, на крыше стали расти кустарники и деревца. Справедливости ради надо сказать, что другим культовым изюминкам Владикавказа повезло еще меньше - православные соборы вообще стерли с лица земли, знаменитую суннитскую мечеть, построенную в дар городу на деньги бакинского нефтепромышленника Муртазы Мухтарова, чуть было не взорвали в 1934 году, да одумались в самый последний момент.

В июне 1963 года заброшенное здание шиитской мечети переоборудовали в планетарий, что спасло его от полного разрушения. У планетария – единственного на Северном Кавказе – оказался деятельный директор, благодаря которому здание заметно похорошело. Но не так долго изучали в нем звезды посетители – уже в 1992 году перестал существовать и планетарий, ненадолго пережив советскую страну. И вновь здесь воцарились пустота и беспорядок. Удивительно, что здание в центре Владикавказа простояло бесхозным почти 25 лет. Его называли памятником архитектуры с "подвешенным статусом", то есть мечеть не входила ни в один из реестров.

Объясняют эту странную "подвешенность" стихией 1990-х годов, когда в нашу жизнь вторглась новая "религия" - культ "золотого тельца". В тот период Северной Осетии удалось стать "водочным цехом" практически всей страны. Центр Владикавказа наполнялся новыми ресторанами и торговыми заведениями. Есть предположение, что и на место шиитской мечети некие не столь нравственные "бизнесмены" засматривались как на удобную точку для "крутого" ресторана.

Не исключаю, что мечеть могли бы в итоге и разобрать, согласно "требованиям местных жителей", на самом деле уставших от засилья наркоманов и бомжей, оккупировавших бывшее культовое здание. Но все эти годы за ее судьбу с чиновниками боролись азербайджанское культурно-просветительское общество "Азери" и Духовное управление мусульман республики. Они хотели восстановить здание за свой счет.  В 1994 году, казалось бы, лед тронулся в благополучном для "Азери" направлении – тогдашний президент РСО-Алания Ахсарбек Галазов подписал указ о передаче обществу здания бывшей мечети, но чиновникам этот указ удалось заволокитить. Они протянули еще несколько лет, в брошенном здании стали лопаться трубы, стоимость реставрации выросла в разы, и таких средств уже у "Азери" просто не оказалось. Очевидно, в "лихие девяностые" толстосумы могли заблокировать многие указы, тем более в "водочной" республике.

В 2000-е годы регион охватила нешуточная "борьба с ваххабизмом", во время которой работу каждой мечети спецслужбы рассматривали чуть ли не под микроскопом. Добиваться восстановления мечети в такой атмосфере стало гораздо сложнее, но Духовное управление мусульман республики продолжало бороться. Муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов смог дойти до Администрации президента РФ, предлагая открыть в этом здании исламский культурный центр с музейной экспозицией, научной лабораторией для исследований ислама. В лучшем случае, с муфтием соглашались, но до решения проблемы так дело и не дошло.

И только в декабре 2015 года республиканское правительство определилось с судьбой многострадального здания — в пользу планетария. Причина такого решения не ясна до сих пор — одни догадки. Но работы по восстановлению планетария в здании бывшей шиитской мечети идут.

Возможно, планетарий со временем станет востребованным учреждением в регионе, и в него, как в советские годы, потянутся любители астрономии и космонавтики, школьники из соседних городов и селений. Изучать звезды очень увлекательно и полезно. Но верующие не могут понять, почему это надо делать за счет религии. Если есть в казне средства или спонсор раскошелился на основательный ремонт полуразрушенного здания, то ведь деньги можно было направить на строительство нового планетария, отвечающего современным требованиям. Мечеть ведь подходила под планетарий лет 40–50 назад, когда требования к ним были другими.

Владикавказские шииты, во второй половине XIX века вкладывавшие последние деньги в свою мечту, очень бы удивились, узнай, что они возводят здание для будущего планетария. Нынешним местным властям при решении судьбы здания следовало бы учитывать волю тех людей. Духовность важна для общества в любые времена, в наши — тем паче. Задумка муфтия Гацалова о создании именно Исламского культурного центра на базе шиитской мечети — это духовность для всех, не только для мусульман, но и для любителей астрономии.

16465 просмотров