Вестник Кавказа

Киприоты с оптимизмом смотрят в будущее

Президент Кипра принял отставку министра финансов, назначил судебную коллегию для расследования причин финансового кризиса и одобрил меры экономии для получения международного пакета финансовой помощи размером в 10 млрд евро. Как сообщает ВВС, выделивший десятую часть этой суммы Международный валютный фонд заявил, что они потребуют "больших усилий" от населения страны. Кипрские власти рассчитывают, что народ готов прилагать эти усилия.

Как заявил посол Кипра в Москве Петрос Кесторас, «Кипр прошел многие сложные моменты истории, и эту проблему мы сможем преодолеть. Народ Кипра в таких сложных ситуациях един. Самый свежий пример – это турецкая интервенция 1974 года, когда в течение одной ночи часть населения Кипра стала беженцами. Было потеряно 90% деловой активности, в основном в области туризма. Все туристические объекты, гостиницы, 70% объектов АПК оказались на оккупированной части Кипра. Несмотря на это, кипрский народ встал на ноги. После войны во всем мире говорили об экономическом чуде, которое произошло на Кипре. Мы смотрим в будущее с оптимизмом».

Посол напомнил, что «согласно первой программе спасения экономики Кипра, предполагалось введение налога на депозиты для всех коммерческих банков, которые находятся на Кипре. Согласно второй программе спасения экономики Кипра, этот налог касается только Laiki Bank и Bank of Cyprus. Мы предвидим, что произойдет отток капитала. Это подтверждается тем, что кипрские вкладчики очень спокойно подошли к этому вопросу и спокойно сняли деньги, которые было разрешено, согласно введенным мерам. Отношение кипрского народа к этому вопросу, когда открылись банки, удивило всех во всем мире. Никто не ожидал, что так спокойно киприоты подойдут к этому вопросу».

Копнув в историю кипрского кризиса, глава Комитета по финансовой и денежно-кредитной политике общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Игорь Лавровский напомнил, что «международные финансовые центры на Кипре стали создавать не российские компании. Это было сделано английскими банками довольно давно. Привлекательным для Кипра было то, что там действовало британское право и сейчас действует, и в то же время Кипр удачно расположен, это подходящее место для обслуживания всей региональной торговли. Кипр имеет 45 соглашений об избежании двойного налогообложения с разными странами. Это означает, что компании всех этих 45 стран присутствовали на Кипре и вели свой бизнес. Среди них крупнейшие международные концерны, много уважаемых компаний, очень много крупных международных банков. И когда в 1990-х российские компании получили право самостоятельно вести экспорт, многие из них открыли счета на Кипре. Это абсолютно легитимные счета. Уже в 2000-х говорить о Кипре как об оффшорной зоне не имело смысла. Готовясь к присоединению к ЕС, Кипр ввел налог, которого раньше не было, и произвел много других изменений в законодательстве, которые уравняли Кипр с другими странами–членами ЕС. Кипр пострадал от политики ЕС. Причем пострадали не иностранные банки, филиалы которых работали на Кипре – пострадали кипрские банки, которые были тесно завязаны с обслуживанием внутрирегиональной торговли с Грецией. Потом ЕС заставил Кипр нанести своей рукой удар по своим же банкам. Я рассматриваю это как удар по региональной торговле – по средиземноморской, по российской. Это трудно рассматривать не как оружие в конкурентной борьбе, не как средство очистки рынка от конкурентов».

«Кто оплатит кризис?, - задается вопросом первый зампред думского комитета по финансовому рынку Вадим Кумин. - Граждане Кипра его не оплатят, потому что у них сбережения меньше 100 тысяч евро, которые защищены страховыми механизмами ЕС. Для большинства граждан Кипра этот кризис обошелся бесплатно. Оплатили кризис, прежде всего, российские компании, российские частные лица и европейские компании, которые вели бизнес на Кипре. Например, порядка 60 крупнейших в мире судовладельцев использовали юрисдикцию Кипра. Из них 43-45 –немецкие судовладельцы. Получается, что и для ЕС Кипр был вроде внутри ЕС, но с помощью этих налогообложений, избежания двойного налогообложения фактически Германия, Франция, Англия достаточно много теряли и фактически приняли решение и своим компаниям эту юрисдикцию запретить. Но выбран удобный способ, и все-таки основные пострадавшие – российские компании. В этом смысле удар со стороны ЕС был целенаправленный – в основном против нас, а также против своих компаний, которые использовали эту юрисдикцию. Кипр здесь выступает в роли потерпевшей стороны. Не они инициировали эту ситуацию. Для Кипра и кипрского народа это огромный удар. Надо продолжать контакты и искать возможности минимизации потерь для обеих сторон – и для Кипра, и для России».
11325 просмотров