План Дональда Трампа по увеличению расходов на инфраструктуру может повлиять на то, будут ли США и Китай втянуты в торговую войну. Связь между этими, казалось бы, независимыми переменными сводится к рабочим местам. Если увеличение расходов на аэропорты и железнодорожные сети приведет к росту занятости в США, тогда необходимость выполнять обещания по торговым вопросам с Китаем будет меньше. Такого мнения придерживается профессор финансов в Школе менеджмента Гуаньхуа в Пекинском университете, бывший глава развивающихся рынков в нью-йоркской компании Bear Stearns Cos Майкл Петтис. "Для мира, это, безусловно, самый лучший вариант развития событий″, - считает Петтис.
В ходе своего выступления в понедельник в Вашингтоне, накануне обращения к Конгрессу, Трамп заявил, что нет иного выхода, кроме как увеличить расходы на инфраструктуру. Во время предвыборной кампании он обещал изменить правила игры в торговле с Китаем, который он обвинил в ”удушении” США с помощью валюты, оказывающей негативное влияние на рабочую силу, и торговой политики, представляющей "величайшую кражу в истории мира".
Уилбур Росс, назначенный на пост министра торговли США, во время своей утвердительной речи в Сенате заявил, что торговые партнеры должны руководствоваться "справедливой торговлей” и сократить государственный контроль над бизнесом, если они хотят получить доступ к крупнейшей в мире экономике. Миллиардер назвал Китай "самой протекционистской” нацией.
Китаю необходимо, чтобы план инфраструктурных изменений Трампа начал реализовываться как можно быстрее, потому что без него нет иного способа снять напряженность в торговых отношениях, считает Петтис. Такой исход был бы ужасным для стран с большими излишками - Китай, Германия и Япония. В торговых войнах страны с торговыми излишками обычно несут на себе бремя расходов, в то время как страны с дефицитом и диверсифицированной экономикой выходят вперед, сказал Петтис.
По его мнению, хорошая новость заключается в том, что план инфраструктурных изменений Трампа может оказаться успешным. Это объясняется тем, что острая потребность в обновленной инфраструктуре означает, что такие расходы могут больше способствовать росту, а не увеличивать долг. "Существует страх долга, - сказал Петтис. - Но не следует путать долг с долговой нагрузкой. Есть хороший и плохой долг. Если вы занимаете $100 и производите $110, то у вас нет проблем с задолженностью″.
Поскольку потребуется время для того, чтобы приступить к осуществлению инфраструктурного плана, напряженность в торговых отношениях, вероятно, усилится в краткосрочной перспективе, считает Петтис. После этого, результат в торговой сфере будет зависеть от инвестиций в инфраструктуру Трампа. "Если инвестиционному инфраструктурному буму удастся снизить уровень безработицы практически до нуля, то это все, что нам нужно″, - сказал Петтис.