Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.
Подписанию «Контракта века» предшествовало несколько этапов сложных переговоров. В 1993 г., когда в ГНКАР царила анархия, в переговоры включился гражданин Словакии Марат Манафов, представлявшийся в Баку известным бизнесменом и получивший мандат от заместителя премьер-министра Азербайджана Расула Гулиева на ведение переговоров от имени республики. Талантливый предприниматель Гулиев, занимая до этого пост руководителя предприятия по производству нефтепродуктов, в начале 1990-х гг. смог сколотить многомиллионное состояние. Разумеется, он хотел активно участвовать в нефтяном контракте, учитывая, что в то время был неформальным хозяином азербайджанской нефтяной промышленности. Сохранить рычаги управления ею он стремился и позднее. Порой его действия были направлены на парирование официальных государственных решений. Мнения Г. Алиева и Р. Гулиева при принятии экономических решений не всегда совпадали.
В бессрочном удостоверении, выданном М. Манафову на основании распоряжения Р. Гулиева № 04/2 от 26 июля 1993 г., говорилось: «Этим документом я подтверждаю, что Азербайджанская Республика уполномочивает рассмотреть, подготовить и исследовать все вопросы, связанные с разработкой нефтяных и газовых месторождений страны, следующей международной группе специалистов в составе…». М. Манафов организовал и возглавил экспертную группу, в составе которой не было ни одного гражданина Азербайджана. Переговоры с зарубежными комиссиями группа вела в Лондоне.
Сам Манафов принял гражданство Азербайджана и создавал имидж патриота страны. По его словам, именно он оплачивал услуги зарубежных экспертов и консультантов, задействованных в подготовке будущего контракта. Как сообщали радиостанция «Азадлыг» («Свобода») и газета «Ени Мусават», Манафов оплачивал работу экспертов на условиях 700 фунтов стерлингов за час работы. Но при этом, по его же утверждению, проект, подготовленный этими экспертами, не соответствовал национальным интересам страны.
Согласно этому проекту, для этапа разведки было отведено 6 месяцев, объем инвестиций должен был составить 21 млн долларов. За 5 лет уровень инвестиций должен был достигнуть 2 млрд долларов. Ранняя нефть с месторождения Чираг должна была быть добыта к 2007 г., т.е. через 13 лет после подписания контракта (в действительности это случилось через 3 года после подписания «Контракта века».)
По проекту, подготовленному группой Манафова, попутный газ должен был продаваться Азербайджану по рыночной цене (до сентября 1999 г. АМОК добыл 1,2 млрд куб. м попутного газа и передал его Азербайджану бесплатно). Причиной всех несоответствий проекта М. Манафова, по утверждению первого вице>президента ГНК АР И. Алиева, было то, что уже на старте переговоров Р. Гулиев в целях личной наживы стремился предоставить иностранным нефтяным компаниям более выгодные условия. За это Манафов должен был получить 300 млн долларов в форме нелегального бонуса. Однако руководители иностранных компаний поступили порядочно: они не пошли на это преступление, известив о нем Г. Алиева.
Президент Азербайджанской Республики отстранил Манафова от ведения переговоров и выдворил его из республики. Но даже после того, как ГНК АР сама приступила к переговорам, Манафов, выдавая себя за представителя азербайджанского государства, обращался в различные западные банки с мандатом, полученным от Р. Гулиева, и просил «помощи» для республики. Позднее Ильхам Алиев отмечал: «М. Манафов, используя документ, хотел разрушить консорциум, различными путями привлечь к работе другие компании. В переходный период таких, как ни странно, было много». Заключение о нецелесообразности заключения подготовленного группой М. Манафова нефтяного контракта как не соответствующего экономическим интересам государства стало общим выводом. Естественно, это встревожило участников контракта, которые срочно приехали в Баку для личной встречи с Г. Алиевым. В ходе общего собрания ученых и специалистов, руководителей и работников нефтяных и газовых ведомств республики с участием президента были оценены условия контракта и было принято решение начать новое обсуждение его условий.
Тогда же президент заверил руководителей иностранных компаний в том, что контракт будет заключен, но в связи с переоценкой значения нефтяных запасов для Азербайджана его условия будут пересмотрены. До передачи всех полномочий по подготовке контракта ГНКАР зарубежные эксперты (без участия азербайджанских специалистов) в 1993 г. выработали два варианта контракта: июльский и ноябрьский. Попутный газ в этих проектах считался доходом иностранных компаний, и Азербайджанская Республика должна была оплачивать его стоимость. По июльскому соглашению, по утверждению президента ГНКАР, выгода республики прогнозировалась 62,7%, а по ноябрьскому – 53,42%1. Основной недостаток этих проектов – измерение эффективности в деньгах, что недопустимо в капиталоемких и долгосрочных контрактах. В данном случае нельзя было не учитывать следующие факторы: мировую цену на нефть и затраты на добычу нефти, постоянно меняющуюся стоимость оборудования, сырья, материалов. По этим же причинам выраженная в деньгах доля Азербайджана (80%) и доля зарубежных компаний (20%) – не отражает высокую прибыльность контракта для республики. В этом случае определяющую роль играет категория времени, т.е. момент получения денег каждой из сторон. Причиной ошибок первых контрактов было отсутствие в Азербайджане опытных специалистов. Переговоры с представителями крупных международных нефтяных компаний, продолжавшиеся в течение трех лет, стали своего рода школой для специалистов ГНКАР.