Вестник Кавказа

Дружественный интерфейс Москвы

- Мне надо от Шереметьево добраться до Домодедово. Подскажите, как это лучше сделать. Ни разу не была в Москве. Страшно.
- Не бойся, не заблудишься. Мир не без добрых людей. 

К сожалению, такие диалоги на интернет-форумах не редкость. Хотя эксперты утверждают, что Москва делает успехи в области развития имиджа крупного туристического центра и привлечения иностранных туристов, дружественный интерфейс для столицы пока так и не разработан. Недавно Москомархитектура опубликовала новую концепцию размещения указателей улиц и их дизайн. Этот документ предполагает разделение города на четыре зоны в зависимости от удаления от центра и архитектурной ценности строений. Для каждой зоны разработан свой дизайн табличек. Однако, как полагает арт-директор РИА Новости Илья Рудерман, «этот проект по своему уровню лежит вне критики. Всем профессионалам графического дизайна очевидно, что это работа очень сырая, спорная. Там спорно абсолютно все, все ингредиенты. Там не учтена потенциальная наша заинтересованность в появлении билингвистических смыслов и все люди, незнакомые с кириллицей, окажутся в таком же недоумении, что и сейчас на наших улицах. Концепция вряд ли может быть реализована, особенно в той части, которая у них называется «Старый город», просто потому что объемные буквы в металле при нашем современном климате на наших улицах после первой же зимы зарастут грязью, голубями и так далее… Хотя там есть интересная идея зонирования города, попытки классифицировать объекты, строения по принципу их условной интересности или старости. Но это тоже может быть иначе реализовано и по-другому классифицировано».
Городскую навигацию Рудерман определяет как «единую систему ориентации, которая помогает всей аудитории в ее разнообразии (по способу перемещения, по способу прочтения информации, по степени знакомства с городом) считывать информацию и находить объекты, точки интереса, зоны интереса в этом городе». По-английски это называется «way-finding system» - система обнаружения, прокладывания себе пути в сложных урбанистических условиях. 

Позиция Комитета по туризму и гостиничному хозяйству заключается в том, чтобы указатели, которые будут ли они домовыми фасадными указателями, будут ли они указателями улиц или указателями к объектам туристского показа и другие элементы инфраструктуры, были выполнены не только на русском языке, но также и в латинице. Как читает зампред Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Ирина Руденко, «для иностранных туристов мало только прочитать название улицы в латинской транскрипции, им нужны также туристские карты, которые будут их ориентировать на местности. Туристские карты, которые выполнены в бумажном виде, - это одна тема. Но сейчас развиваются различные интернет-технологии, поэтому выпускаются и мобильные версии этих карт, и возможность приложения, мобильные приложения этих карт для гаджетов, которые есть. Данная концепция этого вообще не предусматривает. Она только по наружному оформлению города. То, что касается системы развития дальнейшей концепции для иностранных туристов, это, конечно, открытие туристских информационных центров, где гости нашего города могут прийти получить бесплатную информацию и консультацию также. Это ориентирование в общественном транспорте. Мы еще пока не говорили о метрополитене. Это объект, который пользуется большим вниманием туристов, но очень сложен в ориентировании. Сейчас уже разрабатывается метрополитеном концепция, которая предусматривает и схемы метрополитена в переводе, транслитерации, пешеходные переходы и также обозначения выходов из метро к объектам не только туристского показа, но вообще для ориентирования».

По мнению президента Союза архитекторов России Андрея Бокова, «наш город не похож на другие города. Не похож он прежде всего состоянием открытых пространств. Не похож он числом и качеством коммуникаций, потому что когда мы говорим о навигации, прежде всего, мы имеем в виду некую систему связи. Город не наделен тем уровнем взаимосвязанности, внутренней связанности, которым наделены большинство преуспевающих, современных и, в общем-то, счастливых городов. Мы имеем, к сожалению, весьма неорганизованную городскую ткань, что стало результатом, в том числе, идеи свободной планировки, ориентироваться в которой чрезвычайно трудно. Это дома стоящие на расстоянии друг от друга, полностью исключающие возможность формирования улиц и так далее. Это бесконечные «дом 25 строение 42а». Наконец, это деформация казалось бы ясной, внятной, правильно организованной структуры исторического центра. Огромное количество, бездна каких-то лачуг, сараев появляется в пределах традиционных землевладений, отыскать которые, строго говоря, невозможно, также блокирующие какие-то традиционные пешеходные пути, проходные дворы и прочее. Словом, создание нормальной системы ориентирования в городе – это вопрос не только некоторого комфорта, не только счастья для туристов, сюда приезжающих, это вопрос выживания. Одновременно это связано в целом с нашим отношением к среде обитания, к городу, к нашей жизни и так далее. Если мы говорим об открытом городе, городе для человека, городе общедоступном, комфортном, то он должен быть ясным. Информация о нем должна быть доступной. Что в связи с этим нам надо знать и помнить?
Сегодня существует как бы два слоя. Город живет в двух слоях: в видимом, зримом слое, где должны присутствовать некоторые сигнальные знания, некоторые маяки, которые попросту отсутствуют в большинстве районов, потому что основные проблемы – это проблемы срединного пояса и проблемы периферии, не центра города, там это полностью отсутствует. Сегодня задача создания этих сигнальных зданий, или зданий-маяков, является одной из ключевых задач современной архитектуры. Это очень важная тема. А второй уровень – это уровень тех услуг, которые предоставляются интернетом. Сегодня вы выбираете маршрут по городу, если едете на машине, сегодня вы в состоянии выбрать кратчайший путь в метро. Пешеход, пожалуй, обделен, он лишен внятной системы навигации, которая в принципе достижима и вполне возможна. Этот вид сервиса, этот вид услуг развивается чрезвычайно быстро, и он, как мне представляется, станет локомотивом и тем ресурсом, на который потом будут ориентироваться все остальные виды связи. В свою очередь, в системе различных коридоров, различных видов связи, различных логистических структур, скорее всего, хотелось бы надеяться, будут более быстро развиваться система общественного транспорта и, прежде всего, метро. И метро обязано сегодня в силу многих обстоятельств – это самый привлекательный, самый популярный вид транспорта – разработать для себя ту навигационную систему, которая бы нас устроила».

«Метрополитен практически ничего не знает о наземном транспорте, - добавляет Илья Рудерман. - Если он где-то подсказывает какой-то табличкой-наклеечкой, то он знает только об общественном транспорте. Маршруток он в принципе не знает. Никто из надземного транспорта и метрополитена не знают про пешеходные переходы подземные. Выходя из метро в подземный переход, ты попадаешь порой в информационный вакуум и дальше двигаешься интуитивно: «Вроде я двигался из центра, значит, чтобы выйти из центра же, мне надо выйти направо, просто зная, что в городе правостороннее движение». Иллюстраций здесь много. О том, что они друг о друге не знают, мы все можем массу собственных примеров привести. Это однозначно плохо.
Если каждую систему анализировать, конечно же, каждый существующий навигационный слой обладает своими недостатками, но и достоинствами. Это тоже интересная тема, потому что у нас есть внутренние симпатии по отношению к традиционным вещам. Старая система московского метрополитена нам привычна. Старые таблички трафаретные на наземном транспорте, которые до сих пор остаются на части автобусов и трамваев, особенно, они нам тоже приятны. Их практически невозможно прочесть, но они нам симпатичны. То есть система многогранная. Ее можно по-разному описывать, и под идеей создания чего-то общего подразумевается не столько даже объединение дизайна (взять и причесать все под один какой-то современный, новый дизайн), на самом деле, это, прежде всего, объединение информационное – смыслы, тексты, слова. «Выход в город» у нас звучит в фантастической вариативности: где-то просто «Выход», где-то «Выход в город», где-то «Выход в центр» - и это все время по-разному формулируется разными графическими языками.
Размышляя над современными слоями и современными способами получения информации, мы, конечно же, не можем игнорировать все современные технологии, qr-коды, гаджеты, лежащие у всех в карманах, смартфоны, планшеты и так далее. Но мы не должны забывать того, что не у всех они лежат, что есть целый спектр аудиторный по экономическим, финансовым причинам не способный положить себе такой гаджет в карман, и по возрастным, есть наши взрослые сограждане, которые не очень понимают, как этим пользоваться.
Должны быть две составляющие. Одна - навигационная система, доступная всем без исключения, она должна нас окружать и быть легко обнаружима и не требовать никаких цензов технических или финансовых. Другая – для людей имеющих смартфон, такой интересный способ получения информации, она должна давать больше информации. В результате мы пришли к идее некоего интерактивного, завязанного на городскую навигацию пространства, которое окружает всех нас, которое обладает qr-кодами, системой считывания этих qr-кодов и системой, которая помогла бы нам попадать в некое виртуальное пространство, обладающее разными информационными слоями. Эти qr-коды могут располагаться практически везде. Многие города начали эти эксперименты с транспорта, просто потому что на эти qr-коды легко зашиваются все расписания, логистика и так далее».
8230 просмотров