Вестник Кавказа

Что портит межнациональные отношения

В конце минувшей недели Владимир Путин поддержал законодательную инициативу о запрете упоминания в СМИ национальности преступников. «Преступник не имеет национальности. Какая разница, к какой этнической группе относится человек, который нарушил норму закона?», - заявил президент, обещав поддержать инициативу о закрытии тех СМИ, которые в нарушение закона будут упоминать о принадлежности задержанных, арестованных, осужденных, потерпевших к той или иной национальности или вероисповеданию.
 
Как считает председатель Союза студенческих землячеств Кантемир Хуртаев, «ситуация в сфере межнациональных отношений ухудшается, происходит взаимное озлобление. Это неестественный процесс. Он нагнетается целенаправленно. Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна, вопросы межнационального мира и согласия являются суверенитетообразующими, и понимание данного фактора обусловило в последнее время и возникновение Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ, и разработки стратегии национальной политики. Существует множество факторов, которые усугубляют межнациональные отношения».
 
Искусственные факторы
Первый. Деятельность ряда СМИ и деятельность ультранационалистических общественных организаций, которые целенаправленно расшатывают ситуацию. Что касается СМИ, это главный катализатор, который усугубляет межнациональные отношения, рождает межнациональную ненависть. В августе в блоге одного молодого человека из Краснодарского края появился материал, в котором он в красках описывал, как в его родное село зашли строители из соседнего поселка, чеченцы, дагестанцы по национальности, пьяные – а это был месяц Рамадан, священный для мусульман, и начали избивать всех подряд – женщин, детей, беременных женщин, стариков. Тут же это перепубликовала «Русская служба новостей», «Эхо Москвы», в интернете поднялся вой, кавказофобские настроения, рождение межнациональной ненависти. Началось разбирательство. Выяснилось, что молодой человек, который это разместил, повздорил с кем-то из строителей (чеченцев или дагестанцев), которые работали по соседству и, чтобы отомстить, написал такой материал, закинул в интернет. Это все оказалось выдумкой. С ним будут разбираться, он получит свою статью, но какую ответственность понесут за это СМИ, которые толкнули наше общество на грань межнациональной вражды? Таких примеров на самом деле масса.
Здесь нужна работа системная. К сожалению, силами общественности это невозможно сделать. Были неоднократные попытки регулировать действия СМИ, создания Общественного совета при телевидении, которыми двигали такие мощные институты, как РПЦ и Совет Федерации, однако даже такие институты оказались бессильны против деятельности СМИ, которые имеют более сильных покровителей, очевидно.
Второй. Деятельность провокационных националистических организаций, тенденциозно освещавших на своих ресурсах события, связанные с мигрантами, с кавказцами. Их активисты появлялись там, где возникал какой-то конфликт, и начинали будоражить общественность, настраивая ее против мигрантов и кавказцев.
 
Объективные факторы
Первый. Сильное социальное расслоение в нашем обществе, это ржавость социальных лифтов, слабые перспективы для самореализации молодежи, отсутствие равных возможностей, социальное расслоение. Разница между 10% самых богатых и 10% самых бедных в России – в 35-40 раз. В советское же время этот показатель был всего лишь 4 раза. Это, наверное, самый маленький показатель во всем мире был. Только скандинавские страны приблизились к такому справедливому распределению ресурсов. Сейчас же такое расслоение, которое приводит к тому, что часто социальный протест умело канализируется в национальный, приобретает другие окраски.
Второй. Фрагментарность культурного и информационного пространства. Отсутствие единой идеологии, единой воспитательной политики в вузах, разные ценности. Это приводит к тому, что, например, ценности, интересы и убеждения молодежи, живущей в центральной части России, и ценности, интересы и убеждения молодежи, живущей на Северном Кавказе, абсолютно разные. Когда они попадают в единую среду обитания, они между собой не общаются, потому что у них нет общих интересов. Здесь возобладает этническая общность: люди тянутся к своим землякам. Если бы были какие-то общие интересы, какие-то общие ценности, то они бы возобладали над этнической общностью, и не было бы такой этнической сегрегации, обособления молодежи.
Третий. Отсутствие системной и массовой работы в вузах и школах, того, чем раньше занимались пионерские и комсомольские организации. Через пионеров и комсомол в советское время проходили до 80% молодых людей, которые проходили настоящую школу и выходили уже с определенным мировоззрением, с определенной сформированной гражданской позицией. Она была там своя, конечно, в советское время, но была системная работа. После развала Советского Союза и уничтожения пионерско-комсомольских организаций расчет делался на общественные организации, которые должны были восполнить эту функцию. Однако этого не произошло. Сегодня общественными организациями охвачено 10-15% молодых людей. Где-то успешно получается решать вопросы интернационального, патриотического воспитания. Где-то это вообще не получается, в каких-то вузах, все вразнобой. Нужна какая-то единая работа, единая методология, единый подход по всей стране.
 
«Когда молодежь приезжает на обучение в город Москву, она тянется к своим землякам, потому что с ними уютно, комфортно, интересно. Неформальные сообщества земляческого характера, как правило, формируются в вузах. Они сталкиваются с какими-то фактами ксенофобии, дискриминации, которые имеют место, читают интернет, и в них начинают бродить какие-то экстремистские настроения. Они радикализируются, они не чувствуют свою сопричастность, если не проводить с ними вовремя системной работы, если их не вовлекать в какие-то проекты и мероприятия. Когда эти представители земляческих сообществ сталкиваются с другой крайностью – это малообеспеченная местная молодежь из Москвы и Подмосковья, которая имеет тоже свои определенные недостатки, то возникает массовые межнациональные конфликты. Между собой сталкиваются представители земляческих сообществ, особенно кавказских, делят что-то. Часто эти конфликты обусловлены историей взаимоотношений между народами, какими-то конфликтами вооруженными, имеющими место на родине. Они транслируются сюда. Если с ними не проводить системную работу, проблема решаться не будет, - убежден Хуртаев. - Союз студенческих землячеств начал создавать в московских вузах интернациональные структуры студенческого самоуправления. Они где-то называются клубами интернациональной дружбы, где-то – советами землячеств, где-то – палатами национальностей. Создавая структуры в партнерстве с вузами (Союз землячеств возник на основе решения президиума Совета ректоров Москвы и Московской области), мы вовлекаем туда лидеров разных национальностей, потом объединяем эти структуры на уровне города и на базе этих структур сближаем молодежь разных национальностей через проекты и мероприятия».
15360 просмотров