Вестник Кавказа

Ваххабизм

Олег Кушаты
О природе ваххабизма на Северном Кавказе спорят с середины 1990-х годов. Маститые политологи и теологи рассуждают о факторах его распространения - арабском следе, происках иностранных спецслужб. Богословы просят называть это течение в исламе "саляфизмом", или "радикальным исламом", приводят на этот счет свои аргументы. Под громкие споры знатоков ваххабизм медленно, но верно наступает на кавказские регионы. Даже победоносные действия федеральных войск в Чечне не в силах были остановить этот процесс. Именно в этой республике во время наступления федеральных войск я смог понять, почему это радикальное исламское течение завоевывает души кавказцев быстрее, чем идеи российской государственности.

В декабре 1999 года город Гудермес был взят войсками практически без боя, а точнее, сдан российским властям кланом Ямадаевых. Войска стали готовиться к штурму Грозного. А пока федеральная администрация расположилась в Гудермесе. Здесь открыли и первый в республике военкомат. Более того, из Москвы поступило распоряжение о призыве чеченской молодежи в Российскую армию, в железнодорожные войска. Допускать людей, выросших под призывы Дудаева, Басаева и Масхадова о независимости в боевые части еще было рано. В железнодорожных войсках оружия чеченцам выдавать не собирались, но готовы были платить за работу на строительстве магистралей. Надо сказать, что денег у простых чеченцев в те годы почти не было. Жители республики выживали кто как мог. Волонтеров поэтому в сравнительно быстрые сроки набралось немало.

В села Гудермесского района сотрудникам военкомата приходилось ехать самим. Переговоры вели, как правило, со старейшинами. Те собирали молодежь, проводили с ней свои беседы. В результате почти в каждом населенном пункте удавалось отыскать до десятка добровольцев-призывников.

В село Комсомольское приехали военкоматчики почти в самом конце своей призывной кампании. Как всегда, встретились со старейшинами, поговорили о внутричеченской ситуации, предложили пригласить для разговора молодежь.

- Спасибо вам, уважаемые! - ответили чеченские старики. - Правильные вещи говорите, но чуть-чуть с ними опоздали. Два дня назад, в пятницу, приехали с гор ваххабиты, без оружия, но с книгами и деньгами. Собрались в мечети на намаз, помолились. А после они раздали каждой семье по сто долларов, переписали молодежь и сказали, что они теперь стали членами джамаата. Воевать не уговаривали, но сказали, чтобы и на сторону русских не вздумали податься. Нам эти ваххабиты не нравятся, но никто сто долларов им вернуть не захочет.

Возвратились в декабре 1999 года сотрудники гудермесского военкомата из села Комсомольское ни с чем. Опоздали попросту на два дня. Что дальше произошло с комсомольским джамаатом, я не знаю. Быть может, новой власти во главе с Кадыровыми удалось уговорить жителей распустить эту структуру, и набор в армию все же в селе рано или поздно прошел. Но урок налицо - к людям опаздывать нельзя, тем более нельзя жалеть для них бумажки-банкноты. Неужели у арабских стран их больше, чем у России? Отдай бумажку, а взамен получи человека! Какая еще другая национальная идея нужна России?
14050 просмотров