Вестник Кавказа

ОКЭС КАК ПЛОЩАДКА ДЛЯ КАСПИЙСКОГО ДИАЛОГА

Евгений Кришталёв
Каспийское море вот уже около 20 лет в ожидании нового раздела. Пять прикаспийских государств в течение все еще не могут согласовать параметры нового правового статуса, регулирования биоресурсов, сохранения водоема как такового.

Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан – каждая из стран считает Каспий "родным домом", а посему споры вокруг принадлежности той или иной акватории выходят очень жаркими. Все это создает благоприятную почву для вмешательства внерегиональных игроков, предлагающих посреднические услуги, которые на деле оказываются попытками по-хозяйски обосноваться на Каспии. Чем дальше позиции стран прикаспийской пятерки друг от друга, тем легче внешним силам продвигать свое влияние. Такое положение явно не входит в планы самих прикаспийских государств. Их лидеры намерены серьезно отнестись к сдвижению переговорного процесса с мертвой точки, не только используя политические механизмы, но и экономические.

В этом аспекте интересна идея Организации Каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС), в свое время выдвинутая Ираном, а в настоящее время активно продвигаемая Россией. Дмитрий Медведев на совещании по вопросам Каспийского сотрудничества в Астрахани 17 августа 2009 года заявил о необходимости продолжения проработки идеи создания ОКЭС.

Новый формат мог бы способствовать активизации региональных экономических связей, их лучшему пониманию, развитию оптимальных форматов взаимодействия. По аналогии с другими похожими структурами, ОКЭС по форме и функциям может стать похожим на Организацию Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). В качестве другого формата может рассматриваться организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС).

По аналогии с ОЧЭС каспийская структура может в обозримом будущем открыть двери и для соседних с регионом стран. В этом формате привлечение близлежащих государств к экономическому сотрудничеству отнюдь не будет выглядеть как отход от позиции игнорирования внерегиональных игроков. Наоборот синергетический эффект может быть лишь усилен. Кстати в числе первых претендентов на вступление может оказаться Узбекистан, который, не выходя непосредственно на Каспий, территориально расположен очень близко к его акватории, а ко всему прочему серьезно завязан на многих проектах в восточной каспийской "тройке" - России, Казахстана и Туркменистана.

Основными направлениями деятельности ОКЭС могут стать большинство вопросов сотрудничества в сфере энергетики, транспорта, экологии и биоресурсов, финансов, торговли и инвестиций. В рамках экономического взаимодействия внутри ОКЭС прикаспийские государства смогут более интенсивно обсуждать спорные моменты, получат площадку для разрешения конфликтных ситуаций, обозначения позиций по различным аспектам регулирования каспийских вопросов.

В частности, ОКЭС может стать механизмом урегулирования до сих пор не разрешенных споров относительно пограничных месторождений нефти, например, между Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном. Принципиальный прецедентный механизм решения таких проблем уже создан между Казахстаном и Россией. Эти страны договорились совместно осваивать месторождения, находящиеся на стыке национальных секторов.

Можно утверждать, что практически все прикаспийские страны заинтересованы в налаживании торговых и транспортных связей в рамках морской акватории для дальнейшей концентрации грузопотоков на свою наземную инфраструктуру. Однако на сегодня только Азербайджан обладает мощным танкерным, сухогрузным и паромным флотом. Этими возможностями пользуются многие грузоотправители. Заметно подтянулся в строительстве торгового флота Казахстан. О сходных планах недавно заявил и Туркменистан.

В планах прикаспийских стран интенсифицировать товаропотоки, поскольку в регионе Южного Кавказа осуществляются сразу несколько транспортных проектов имеющих стратегическое значение для этой части мира, находящейся на стыке Европы и Азии.

Как продолжение этой идеи ОКЭС может стать платформой для обсуждения вопросов совершенствования действующих и, что более важно, развития новых трубопроводных коммуникаций для экспорта углеводородного сырья.

Участницы ОКЭС могут также заниматься развитием других коммуникаций. В этом плане на первое место выходит международный транспортный коридор "Север-Юг", в соглашении о формировании которого участвуют Азербайджан, Иран, Казахстан и Россия.

К экономической составляющей сотрудничества прикаспийских государств, в том числе и в рамках ОКЭС, безусловно, приложится необходимость создания механизмов охраны окружающей среды для сохранения и рационального использования биоресурсов Каспия. Подвижки в этом направлении уже есть: в 2003 году страны «пятерки» подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря так называемая Тегеранская конвенция. Ее полная ратификация завершилась к середине 2006 года.

Свою эффективность доказала созданная с участием всех пяти прикаспийских государств Межправительственная комиссия по водным биоресурсам. Она активно регулирует квоты стран на вылов ценных пород рыб, вплоть до полного запрета на вылов тех или иных видов. В то же время слабоуправляемая ситуация с браконьерством сводит многие усилия на нет, что накладывает свой отпечаток на фактическое истребление поголовья осетров. Центры же по воспроизводству осетровых существующие только в России, Азербайджане и Иране не справляются с обновлением поголовья.

Многие иные меры по экологическому мониторингу и правилам использования биоресурсов водоема также недостаточны, чтобы предотвратить уничтожение экосистемы Каспия. Для этого в кратчайшие сроки необходимо принять самые строгие стандарты экологической безопасности для добычи нефти на море, предусмотрев систему штрафов и санкций в отношении нечистоплотных компаний.

В этих условиях возможно единственной действенной возможностью избежать возникновение экологического кризиса является объединение усилий всех прикаспийских государств в решении данного вопроса, создание эффективных механизмов регионального взаимодействия.

Самым острым препятствием для старта ОКЭС, по-прежнему, служит нерешенность статуса водоема. Так, к примеру, Азербайджан, выказавший интерес к новому формату взаимодействия, обусловил его необходимостью сначала разрешить статусные вопросы и лишь затем говорить о совместных экономических проектах. Остается надеяться, что саммит четверки прикаспийских государств, намеченный на конец недели, позволит достичь консенсуса в рамках стран-членов СНГ. Ирану, будучи в одиночестве, не останется ничего, как принять консолидированное мнение большинства, основанное на общепринятых правилах проведения срединной линии и секторального раздела акватории по морскому дну.
19275 просмотров