Вестник Кавказа

ВОЗРОЖДЕНИЕ КАВКАЗСКОГО МОНАШЕСТВА

Лада Леденева, Ставрополье
Скрытый от людских глаз довольно высоко, на одном из склонов горы Бештау, сам он с высоты птичьего полета днем и ночью пристально наблюдает за жизнью Пятигорска, а многочисленные туристы и паломники делают монастырскую жизнь по-светски насыщенной заботами о гостеприимстве. Путь сюда лежит от авторынка, на окраине Пятигорска. Раньше к монастырю вела разбитая и размытая после каждого дождя горная дорога, которую и дорогой-то назвать было сложно. Не так давно ее заасфальтировали, но в самом низу остался небольшой нетронутый участок, размываемый ливнями и засоряемый селями, из-за которого порой отменяются автобусные экскурсии в монастырь.

Православный монастырь на горе Бештау существовал еще в стародавние времена, но был уничтожен во время татаро-монгольского нашествия. Воссоздали его лишь в начале XX века монахи Старого Афона, которым гора Бештау напоминала гору Афон. В 1904 году Священный Синод подписал Указ об учреждении Второ-Афонского Успенского мужского общежительного монастыря, но в советское время он был вновь разрушен. Только в 2001 году состоялось торжественное освящение восстановленного Второ-Афонского монастыря митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном.

Дорога к монастырю совершенно невыносима дождливой осенью и зимой, но удивительно прекрасна весной и летом. Она пролегает в теснине векового девственного леса с высокими травами, огромными раскидистыми растениями, необыкновенной красоты первоцветами, дикими зверями и птицами. Весной это тоннель из благоухающих цветущих ветвей, летом - буйная зелень и лесная прохлада.

Вдоль дороги по пути в монастырь по правую сторону, на отвесных скалах, монахи вырезали в камне строки из святых писаний. На одном из горных валунов вырезан крест, на других - евангельские изречения, цитаты святых великомучеников. Как будто сама природа наставляет тебя на путь истины, настраивает на церковный лад.

Не доезжая до монастыря, чуть ниже на склоне можно увидеть Монастырское озеро. Рассказывают, на его берегах цветут маки величиной с блюдце. Дело в том, что гора Бештау - источник радоновой воды (радиоактивных излучений). По словам старожилов, когда-то здесь располагался санаторий комитета безопасности, постояльцы которого часто болели, у многих обнаруживались онкологические заболевания. А монахам - ничего! Прижились, и даже пасеку завели - ведут натуральное хозяйство. И воду местную пьют, и мед едят из растущих на радиоактивных склонах полевых цветов.

Попасть на территорию монастыря совсем несложно. Въезд машинам перекрывает шлагбаум, но вход для пеших туристов сюда беспрепятственный и бесплатный. Широкая асфальтовая дорожка ведет вверх, где по левую руку расположена маленькая аккуратная церковь. Особенно поражает в ней одна икона - огромное изображение Богородицы с младенцем, сверху донизу исполненное бисером и стеклярусом. В углу - кипа головных платков для женщин (в церковь нельзя входить с непокрытой головой), рядом - чан со святой водой, часто пустующий (по словам церковнослужителя, туристы опять "выхлюпали"), далее - иконы и церковные подсвечники, сплошь залитые воском.

Еще выше в гору - большая площадка, мощеная тротуарной плиткой. В центре площадки, на холме - Памятный крест с негасимой лампадой. Вокруг - множество икон, собранных под открытым небом. Судя по дорогой подсветке и усилительной технике, тут проходят особенные молебны и торжественные богослужения. Свое монастырское подворье монахи имеют в Пятигорске, в Лазаревской церкви у подножия горы Машук, где и проводят службы.

Возрождение Свято-Успенского Второ-Афонского Бештаугорского мужского монастыря знаменует возрождение кавказского монашества. Митрополит Гедеон, возродитель Второго Афона говорил: "Земля Свято-Успенского Второ-Афонского монастыря освящена тысячелетним молитвенным подвигом и слезами многих отцов-подвижников, а также кровью наших исповедников. Это святое место, хотя и оскверненное в годы лихолетья безбожными власть предержащими, оставалось и остается неприкосновенным как удел Божией Матери… Восстановить обитель, возродить на Кавказе монашество - наш долг, ибо наш многострадальный огнедышащий регион нуждается в таком чистом источнике духовности".
15465 просмотров