Вестник Кавказа

Церкви Турции и мечети Грузии - 2

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Грузия и Турция достигли эпохального соглашения по восстановлению памятников истории и культуры. После многолетних сложных переговоров министр культуры Грузии Ника Руруа и его турецкий коллега Эртулур Гунаи договорились о реабилитации христианских храмов на востоке Турции и мечетей на юге Грузии - в частности, в Аджарии.

Первоначально речь шла о восстановлении четырех церквей на турецкой территории – Ошки, Ишхани, Ханцда, Отхта и трех мечетей, разрушенных в Грузии в советские времена. Обсуждение вопроса вылилось в бурную дискуссию. (См. «ВК» http://www.vestikavkaza.ru/articles/obshestvo/religion/34677.html)

Представители общественности Грузии, да и грузинского духовенства, выступили против восстановления мечетей. В некоторых случаях аргументация приобретала откровенно ксенофобский и шовинистический характер. Объективная же сложность состояла лишь в том, что на месте некогда знаменитой мечети Азизие (в Батуми) уже стоит другое здание.

В итоге Анкара и Тбилиси договорились, что на первом этапе, грузинская сторона с участием турецких специалистов восстановит мечеть Ахмедие в городе Ахалцихе и заново построит батумскую мечеть Азизие. Одновременно Турция пригласит грузинских специалистов для совместной реставрации Ошки и Ишхани.

Ахалцихская мечеть Ахмедие построена в 1749 году правителем региона Ахмедом Паша. В 1828 году, после взятия города-крепости Ахалцихе русскими войсками и грузинской милицией, она была переоборудована в церковь. Сегодня мечеть – часть музея истории. На ее территории организована эпиграфическая выставка.

Батумскую соборную мечеть Азизие в 1868 году построила мать Султана Азиза Валиде Ханум. Мечеть была сначала сожжена, а затем разрушена в 1930-е. Сейчас на ее месте площадь имени первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа. На каком месте в Батуми будет восстановлена мечеть, пока неизвестно.

Храм Ишхани построил на развалинах старой церкви ученик грузинского средневекового просветителя Григола Ханцдели (первая половина IX века) Саба, который позднее стал епископом. Что касается Ошки, он считается жемчужиной средневекового зодчества и связан с именем царя Тао - Кларджети, Давида третьего Куропалата.

Доктор исторических наук, Георгий Отхмезури убежден, что грузино-турецкое соглашение чрезвычайно полезно и выгодно с точки зрения сохранения и восстановления исторических памятников: «У церквей уже обваливались купола. Время работало против них. Мы, со своей стороны, должны были пойти навстречу Турции и учесть ее озабоченность в связи с историческими мечетями. Тем более что в Грузии живут не только христиане, но и мусульмане и никто не имеет право запрещать им строить мечети. В то же время, Ошки и Ишхани – не просто церкви, но важные факторы нашей национальной идентичности. Любой народ гордился бы такими памятниками культуры» - считает ученый.

Соглашение, достигнутое с Турцией, в Тбилиси считают волевым решением грузинского руководства (в первую очередь лично президента Саакашвили), поскольку высшая иерархия Грузинской православной церкви была категорически против заключения такого договора и даже обвиняла власти в нарушении «конкордата» между церковью и государством от 2002 года. Однако исторический компромисс обе стороны считают шагом к преодолению двумя соседними народами исторических обид и противоречий.
23525 просмотров