Вестник Кавказа

Кавказ: чудные мгновения нашей жизни

Исмаил Ага-Киши, эксперт ВК
Что для меня Кавказ и кавказцы? Прежде всего, это мой дом, это мои дед и бабушка, это мои отец и мать. Это то, чем я горжусь и восхищаюсь. Меня на этой земле учили любить людей, прекрасную природу, почитать старших, слушать, запоминать их советы и следовать им. Любить родину, гордиться ее прекрасной природой и уважаемыми людьми, сделавшими многое не только для своей малой родины, но и для своей страны и без преувеличения для всего человечества. Магомаев, Окуджава, Азнаур.

Не делить людей на нации, а суметь увидеть в каждом человеке его лучшие черты. Заботиться с детства о своих младших братьях и сестрах, а повзрослев - о своих родителях, о бабушке и дедушке. Создавать крепкую семью, естественно с благословления матери и отца.

Любить больше всего на свете мать. Когда мы учились в школе, в каждом классе, начиная с первого, писали сочинения на тему “Мать” - как мы понимаем это слово, как помогаем ей и почему это святое понятие. Когда мы стали совершеннолетними, поняли, что после бога самым почитаемым существом является мать. Рай находится под ногами матерей. Для мужчины счастье после смерти быть похороненным не рядом с могилой матери, а под ее ногами. У меня не было никаких тайн от матери, и перед сложными экзаменами в университете и перед жизненными экзаменами мы от матерей получали благословение и шли уверенно на трудные и не всегда безопасные для жизни дела. Благословение матери было объяснимой причиной победы. Если дело богоугодное и матерью благословенное, любая черная сила оказывалась побежденной априори.

А кто на Кавказе отец? Это пример мужества, силы, символ мужской красоты. Я помню с малых лет, как мы с ребятами обсуждали мускулистые руки наших отцов, и какое удовольствие было слышать от ребят из родного села: “Какой сильный у тебя отец - дядя Али”. Он способен с одного удара топором разрубить бревно на две равные части. Обычно отцы говорят с детьми очень мало. Мы общались с ним в основном взглядами. Но одного взгляда отца хватало, чтобы сделать правильные выводы и вести себя смиренно перед взрослыми, где бы это ни было, например, в гостях. Не принято поднимать руку не только на дочь, но и на сына. Если даже в чем-то он провинился. По традициям воспитания сына ни в коем случае нельзя позволить страху проникнуть в сердце ребенка, он не должен быть боязливым. В противном случае он не сможет стать настоящим мужчиной, способным защитить семью, родину. Между детьми и родителями всегда существует занавес уважения. И родители, и дети всегда следили за своими поступками и за своей речью. Это были нормы семейной этики, нарушения которой не приветствовались на Кавказе.

До сих пор помню свое удивление, когда один из моих одноклассников раскрыл мне тайну, что отец ему сказал, что ему пора уже бриться. Нельзя было общаться по таким вопросам с отцом. Нельзя было эти вопросы обсуждать на уровне отца. Нельзя повышать голос, когда родители рядом. Нельзя пренебрегать словом родителей, независимо от того, сколько тебе лет - пять или пятьдесят. Свое благословения женитьбе сына отцы давали устами матерей. Молодые знали, что в брак можно вступить один раз, и нет обратной дороги. Как бы тяжело шлифовка характеров не проходила, ты должен был пройти этот путь взаимных компромиссов, и не только сохранить семью, но и вырастить детей и быть примером для них в любви своим родителям и своим детям.
22295 просмотров