В последнее время в Чечне часто проводят различные музыкальные конкурсы, главной задачей которых их организаторы называют привлечение молодых людей к творчеству, развитие у них музыкального вкуса. Сейчас в республиканском Минкультуры стараются восполнить нехватку мастеров игры на национальном музыкальном инструменте дечиг-пондар, который называют горской трехструнной балалайкой. Считается, что это не только самый древний струнно-щипковой музыкальный инструмент чеченцев, но и самый распространенный инструмент Кавказа.
Внешне дечиг-пондар похож на балалайку - деревянный корпус удлиненной формы, сделанный из одного куска дерева и три струны из конского волоса или высушенных жил животных. Правда, сейчас для изготовления используют не только органический материал, но и сталь. Тем не менее именно струны дали название инструменту - "пхан" – по-чеченски жила, а "дар" – имеющий, то есть изготовленный из жилы. Постепенно в основу названия стали добавлять и слово "дечиг" (деревянный).
Пондар переняли у чеченцев многие соседские народы. Они называют по-чеченски, но в несколько видоизмененной форме: осетина – фандар, кабардинцы – фандур, аварцы – пандур, грузины – пондури.
В былые времена музыкальные инструменты были в каждой вайнахской семье - чеченцы славились своей душевной игрой на дечиг-пондар. Красоту его звучания сравнивали с магической силой, способной заставить человека задуматься и воодушевить на что-то великое. Об этом национальном инструменте слагались легенды, его восхваляли в песнях, в народных сказаниях, в стихотворных произведениях. С ними коротали досуг и под его мелодию слагали песни, по которым сегодня можно изучать историю чеченского народа. Как говорят старожилы, дечиг-пондар мог не только развеселить своих слушателей, но и опечалить плохой вестью. «Принесите мне дечиг-пондар, он красиво расскажет матери, как погиб ее единственный сын», - восклицает один из персонажей фильма «Слезы матери».
Говорят, после битвы с чеченцами полководец Тимур спросил своих солдат: «А вы забрали у них пондар?» Услышав отрицательный ответ, он сказал: «Значит, мы их не покорили...»
Однако мастеров, изготавливающих инструмент, в Чечне осталось немного. Для Ибрагима Исмаилова, с детства играющего на пондаре, шесть лет назад производство таких балалаек стало не только хобби, но и профессией - один пондар стоит пять-десять тысяч рублей. А массовое производство балалаек наладил житель Гудермеса Хасан Базаев, который изучил опыт не только современных мастеров, но и Антонио Страдивари. Технологии, разработанные легендарным итальянцем еще несколько столетий назад, помогают сохранять инструменты в первозданном виде не один век. «Чеченцы традиционно делали дечиг-пондар из тутовника и ореха - деревьев, которые росли в здешних краях. Но они оказывались недолговечными, могли деформироваться от воздействия солнца или воды. А Страдивари обнаружил, что скрипки лучше всего изготавливать из клена и ели. Эти материалы идеально держат форму, не рассыхаются и имеют отличные акустические свойства» - рассказывает мастер.
Сегодня дечиг-пондар снова звучит на праздниках. Увидев простоту конструкции чеченской балалайки, можно подумать, что освоить игру на ней можно так же просто. Однако, по словам специалистов, извлекать из инструмента нужные звуки, используя всего три струны, могут лишь высококлассные музыканты.
Горская балалайка
Тимур Уцаев, Грозный
66855 просмотров