Вестник Кавказа

ГРУЗИЯ В ЗАКОНЕ

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Несколько дней назад в Москве арестовали самого известного грузинского вора в законе, легендарного Тариела Ониани по кличке Таро. В Грузии это сообщение вызвало огромный резонанс, причем гораздо больший, чем в России. Ониани не просто криминальный авторитет, он символ целого социального института воров в законе, зародившегося в советское время.
Этот уникальный в своем роде социальный феномен считается продуктом советской пенитенциарной системы. Он был присущ всем советским республикам, однако нигде не получал столь феноменального значения как в Грузии, где помимо советских реалий, существовали дополнительные основания для усиления этого социального института.


БАНДИТСКИЙ КУТАИСИ

По разным данным, 60%-70% воров в законе - грузины по национальности. Причем абсолютное большинство из них – выходцы из Западной Грузии, в частности горных регионов Самегрело - Сванети и города Кутаиси.
Второй по величине город страны – Кутаиси – многие годы считался главным «поставщиком авторитетов» для СССР. После распада Советского Союза, они комфортно обосновались в России. Позднее в их среде появились фигуры, претендовавшие на политическое влияние. Например, Отари Квантришвили, на похоронах которого один всесоюзно известный московский певец произнес: «Страна потеряла лидера!». В его родном Кутаиси до сих пор бытует несколько наивное мнение, что «Отари убили не криминальные соперники а спецслужбы, поскольку власти России опасались его растущего влияния».

Почти все роскошные дома в Кутаиси - владения воровских авторитетов, оформленные на имя древнего старика либо старушки-«божий одуванчик». В эпоху Шеварднадзе губернаторы и министры считали за честь присутствовать на днях рождения детей воров в законе, дарить им дорогие вещи на память. Как ни странно, во время правления одряхлевшего Белого лиса мзду принимали не госчиновники от воров, а наоборот. Взамен чиновники получали гарантии стабильности и покорности в собственной «вотчине».

Что касается Тариела Ониани, в 1990-е министр внутренних дел и депутаты толпой встречали его в аэропорту «Копитнари» (близ «второй столицы Грузии»), когда некоронованный король возвращался из Европы на горячо любимую родину, чтобы покутить вместе со старыми друзьями, высокомерно удостаивая чести приглашения пресмыкающихся перед ним полицейских чиновников.


СМЕРТЕЛЬНАЯ ОШИБКА ТАРО

По легенде, Тариела Ониани короновал в 1970-е сам Джаба Иоселиани. Оба – выходцы из высокогорной Сванетии. Возможно именно от Доктора Джаба (профессора искусствоведения и создателя вооруженного отряда «Мхедриони») Таро Кутаисский перенял вкус к политике.

В 2003 году, в ходе борьбы оппозиции с Шеварднадзе и подготовки «революции роз», Ониани приглянулся молодой, пылкий, решительный Мишико Саакашвили. Тариел приказал своему наместнику в Кутаиси – Бондо Шаликиани помочь «революционерам». В том числе своими медиа ресурсами и деньгами.

Но многоопытному вору в законе, несмотря на всю его хитрость и знание людей, не хватило интеллекта рассмотреть в Михаиле Саакашвили движение исторически сил – узреть в нем предвестника новой эпохи, новый социальный феномен, который никогда не смирится с институтами уже отжившей эры. Придя к власти, Саакашвили не только арестовал Бондо Шаликиани, отнял его имущество (а также конфисковал все кутаисское имущество Таро), но и принял беспрецедентный в мировой юридический практике закон «О ворах в законе». Согласно документу, «законник» может быть арестован и приговорен к 10-летнему тюремному заключению не за конкретное преступление или организацию бандформирования, а за принадлежность к воровской среде и исповедание соответствующей «идеологии». Доказательством может служить лишь признание самого «авторитета» в том, что он действительно «в законе». Отрицать это «законникам» запрещают «понятия».


КОНЕЦ ВОРОВСКОГО РАЯ

В 2004 году для воровского «эдема» наступили черные времена - сотни кутаисских воров в законе либо успели сбежать (преимущественно в Россию, где в этом смысле законодательство более либеральное – основанное на презумпции невиновности), либо были арестованы. Великолепные дворцы выставили на аукцион, но поскольку, «беззаветно храбрых» покупателей не нашлось (кому хочется навлечь на себя безжалостный гнев всесильных «законников»), то роскошные виллы передали местным отделениям полиции и другим госучреждениям.

Тариел Ониани наблюдал за происходящим из далекой Испании. Но Миша достал его и в Европе – в 2005 году по «наводке» МВД Грузии, испанская полиция провела операцию «Оса». Выступая на «Евроньюс», начальник полиции Барселоны заявил: «Проведена успешная операция против русской мафии», что вызвало на родине Таро гомерический хохот – среди десятков арестованных не было ни одного русского или славянина.

Таро кутаисского формально обвинили в Трефикинге (нелегальная миграция, рабский, принудительный труд, - Прим. ред). В Европе Таро считался настолько опасным преступником, что на некоторое время даже задержали его 12 летнюю дочь (и это в стране – члене Европейского союза!), но сам Ониани исчез и через два месяца объявился в Москве. Он спокойно явился в грузинское посольство и вручил потрясенному послу заявление об отказе от грузинского гражданства – в связи с получением гражданство РФ.

Выступив на заседании правительства, президент Саакашвили заявил: «Москва пытается использовать против нас самых подлых криминалов. С этой целью Тариелу Ониани выдали российское гражданство вместо того, чтобы арестовать его и экстрадировать в Грузию». Иных объяснений или комментариев того, как Тариелу Ониани, разыскиваемому поилицей Испании и Франции по обвинению в тягчайших преступлениях, удалось получить гражданство РФ, не из Москвы не из Тбилиси не прозвучало. По мнению некоторых наблюдателей, нынешний арест Ониани тоже может стать фактором торга между Россией и Грузией, поскольку Михаил Саакашвили многое отдаст, чтобы его давний враг предстал в Грузии перед судом. То есть был экстрадирован из России на родину.


ПОСЛЕДНИЙ ИЗ ВОРОВ?

Возможно, Тариел Ониани действительно станет «последним из могикан» и его судьба олицетворяет конец феномена воров в законе, сыгравшего важнейшую роль в новейшей истории Грузии и не только. Но этот феномен до сих пор ждет вдумчивого и профессионального исследователя, который сумеет ответить на вопрос - почему, все-таки, именно в Грузии, а не в какой либо другой советской республике «законники» приобрели всепоглощающее влияние?

Возможно, сказалось историческая особенность Грузии, где общественное развитие и сохранение этно-социальной идентичности в течении веков сочеталось с отсутствием государственности, а значит необходимостью неформальных институтов социального контроля, способных выполнять роль арбитра в регулировании отношений как на личностном (социо-молекулярном) уровне так и в плане взаимодействия социальных и общественных институтов.

Так или иначе, с приходом к власти в Грузии новой элиты во главе с Михаилом Саакашвили, этот феномен отошел в тень, но он не уничтожен и не сломлен, поскольку социальная трансформация еще не достигла «точки невозврата».
58050 просмотров