Вестник Кавказа

ПРАЗДНИЧНОЕ РАЗОБЩЕНИЕ

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
26 мая в Грузии отмечали главный национальный праздник – День независимости. 26 мая 1918 года национальное собрание провозгласило создание Грузинской демократической республики, которая просуществовала лишь до 1921 года – до советизации Грузии. С конца 1980-х, с началом «национально-освободительного движения», 26 мая отмечался как День независимости, а после прихода к власти националистов во главе Звиадом Гамсахурдиа - стал главным государственным праздником.


ГРАЖДАНСКИЙ ПАРАД

В этом году власти решили не проводить традиционный военный парад на проспекте Руставели. Во-первых, в обществе еще свежи воспоминания о прошлогодней войне, в результате которой погибло несколько сот военнослужащих и мирных жителей. Кроме того, центральный проспект уже в течение полутора месяцев перекрыт, а оппозиция проводит у здания парламента бессрочную акцию протеста с требованием отставки президента. Оппозиционные лидеры пригрозили, что не допустят проведения парада президентом, который, «предал армию».

Они решили провести в Тбилиси «гражданский парад», призвав сторонников собраться на центральной спортивной арене страны – стадионе, носящем имя известного грузинского футболиста 1940-1950 годов Бориса Паичадзе. Стадион, построенный в 1970-х, видел много побед знаменитого тбилисского «Динамо», тогда он вмещал 75 тыс. зрителей и не раз заполнялся до отказа, однако в последние годы, с увяданием грузинского футбола, его трибуны ни разу не были переполнены. И это несмотря на то, что президент Саакашвили выделил из стабилизационного фонда около 30 млн долларов на реконструкцию.

Созвав сторонников на стадионе, оппозиционные лидеры ставили перед собой конкретную цель – продемонстрировать международным организациям и западным наблюдателям, как много в Грузии недовольных политикой властей. Руководство стадиона нервничало по поводу судьбы зеленого покрытия поля. Но оппозиционеры заверили, что на поле манифестанты не выйдут, а разместятся на трибунах. Поле было огорожено и на нем красовалось два государственный флага – старый, принятый в 1921 году (кизилового цвета) и новый флаг «революции роз» 2003 года (с пятью крестами, очень похожий на флаг крестоносцев).


ОППОЗИЦИЯ В БЕЛОМ

Трибуны заполнялись медленно, но верно и, в конце концов, свободных мест почти не осталось. Накануне оппозиционеры призвали соратников придти на стадион в белой одежде, продемонстрировав тем самым свои мирные намерения. Кроме того, белый цвет эффектнее смотрится на фоне разноцветных трибун. Хотя погода внесла свои коррективы – холод и капающий дождь заставили тбилисцев одеться теплее - белого цвета в этот день на стадионе было много, поскольку всем пришедшим на трибунах раздавали белые полотнища.

Во время грандиозного по масштабу мероприятия на стадионе не было ни одного полицейского. В МВД «Вестнику Кавказа» объяснили, что стражей порядка на спортивную арену решили не отправлять, «чтобы избежать провокаций». Зато оппозиция обещала охранять порядок самостоятельно и, надо сказать, с честью справилась с этой трудной задачей. Сотни молодых людей в красных куртках с надписями «Прощай президент!» и «Не боюсь!» создавали проходы, помогая опоздавшим найти свободные места.

За ситуацией зорко следили и более «серьезные люди» – десятки бывших регбистов и борцов по призыву оппозиционных лидеров сформировали «народный патруль». Было заметно, что они периодически совещаются в углу спортивной арены, получая инструкции от руководителей и концентрируясь в «критических» местах – вокруг лидеров и у входов на трибуны.

Оппозиционные лидеры входили на стадион во главе многотысячных колонн своих сторонников. Сидящие на трибунах приветствовали их бурными овациями. Между тем это зрелище продемонстрировало и разобщенность оппозиции – наличие десятков лидеров, каждый из которых мнит себя достойным занять пост президента после отставки Михаила Саакашвили. Консерваторы, демократы, республиканцы, «новые правые», и лейбористы не смогли договориться о выдвижении на митинге единого оппозиционного лидера или сформировать хотя бы «комитет национального спасения», как обещали накануне. Если включить в этот орган представителей всех оппозиционных партий, участвующих в акциях протеста, то он разрастется настолько, что собрать его в полном составе станет проблематично.


ПУТЬ К СЕРДЦАМ

Выступления на митинге не отличались новизной. Президента обвинили во всех смертных грехах и вновь потребовали его «безоговорочной» отставки. Руководитель «Новых правых» Давид Гамкрелидзе предложил создать (сразу после смещения Михаила Саакашвили) временный орган власти – временное правительство или временного президента - единственной функцией которого станет «проведение честных и справедливых выборов, в которых временный президент не будет принимать участия». Республиканец Давид Бердзенишвили сорвал овации обещанием: «После отставки Михаила Саакашвили мы найдем пути к сердцам абхазов и осетин для мирного объединения Грузии». Главный идеолог «Национального Форума» Губаз Саникидзе призвал собравшихся приветствовать абхазский и осетинский народы дружеским возгласом «Гаумарджос!»

В результате митинг принял две декларации. В первой содержится призыв к международному сообществу: «В час смертельной опасности помочь Грузии освободиться от Михаила Саакашвили, который уничтожает демократические институты, попирает права человека, право частной собственности и втянул Грузию в губительную войну с Россией, поддавшись на российскую провокацию». Второй документ декларирует приверженность оппозиционных лидеров демократическим ценностям и их обязательство «ни в коем случае не пытаться узурпировать власть и стать единоличным правителем после смещения Михаила Саакашвили». Последняя декларация наглядно демонстрирует, с каким подозрением и ревностью относятся друг к другу многочисленные лидеры оппозиции, сплотившиеся в единую колонну лишь ситуативно, в борьбе против Михаила Саакашвили. Не трудно предположить, во что превратится эта «несокрушимая колонна» сразу после достижения цели.

Кстати, многие наблюдатели именно этим и объясняют осторожность и скептицизм, проявляемую значительной частью населения по отношению к оппозиции – опасаясь дестабилизации и хаоса больше, чем авторитарных устремлений президента. В этой связи примечательно заявление бывшего министра обороны Ираклия Окруашвили, получившего политическое убежище во Франции, которое на митинге зачитала его адвокат, друг и соратница Ека Беселия: «Я вернусь в Грузию сразу после того, как от слов и заявлений вы перейдете к делу». Вероятно, Окруашвили имел в виду более действенные меры, чем сотрясание воздуха бесплодными призывами к президенту добровольно оставить свой пост. От себя госпожа Беселия добавила, что Михаила Саакашвили следует объявить «вне закона».

В это время президент Саакашвили демонстрировал олимпийское спокойствие. Он открыл на Мухатгвердском кладбище мемориал войнам, погибшим «в войне против российских агрессоров», рассказал о причинах начала августовской войны, возложив всю ответственность на Россию, и пообещал, что «деструктивным элементам, получающим финансирование из за рубежа, не удастся дестабилизировать обстановку на радость врагу».


СЛОВО ПАТРИАРХА

В самом конце митинга, заметив, что народ устал и начинает расходиться, «зажег» известный певец и композитор, главный идеолог движения «антимишистов» (против Михаила Саакашвили) Георгий Гачечиладзе. Он призвал собравшихся двинуться в сторону кафедрального собора Святой троицы, где их ожидал Католикос–Патриарх всея Грузии Илья второй. Накануне Гачечиладзе встречался с патриархом и попросил выступить перед народом, обещав, что люди сами придут к своему духовному отцу, чтобы выслушать проповедь и совет.

Однако совет патриарха оказался вовсе не тем, на который рассчитывала оппозиция. Опытный глава Грузинской православной церкви, известный своей осторожностью, призвал к прекращению акций протеста напомнив, что «свержение первого и второго президентов ни к чему хорошему не привело». Вернувшись на проспект Руставели, оппозиционные лидеры заявили, что слушаться патриарха не намерены, поскольку он «явно находится под давлением».

Демонстрируя решимость продолжить борьбу, оппозиция на несколько часов перекрыла железнодорожный узел в Тбилиси, что привело к парализации движения вплоть до западногрузинского города Самтредиа по направлению к черноморским портам Батуми и Поти.

Вялотекущая революция в Грузии продолжается, и стороны конфликта ожидают существенной ошибки противника, чтобы «перейти от слов и деклараций к делу».
9630 просмотров