Вестник Кавказа

Этика куначества для межнационального согласия

На днях в Кабардино-Балкарии завершился очередной этап реализации молодежного проекта «Куначество». В программе принимают участие старшеклассники из кабардинских, балкарских и русских семей из разных районов республики. Суть программы в том, что школьники проводят несколько дней в «чужой» семье, постигая изнутри традиции и менталитет соседей. Одновременно поводятся культурно-этнографические вечера, посвященные национальной культуре и кухне кабардинцев, балкарцев и русских.

Распространенный в прошлом на Северном Кавказе обычай, по которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в тесные дружеские отношения и оказывали друг другу помощь и защиту, в республике решили возродить и использовать для достижения межнационального согласия. В Министерстве по информационным коммуникациям Кабардино-Балкарии надеются, что скоро куначество станет не только массовым, но и спонтанным, а желание дружить у людей разной национальности начнет возникать само собой, а не в рамках социального проекта.

Этика куначества считалась основой взаимоотношений между народами и у вайнахов.
У ингушей клятва побратимства скреплялась обменом оружия, ее нельзя было нарушать, верность слову сохранялась при любых обстоятельствах. Такая дружба нередко передавалась из поколения в поколение.
У чеченцев куначество почитается наравне с родством, но отношение к друзьям еще более ответственное, чем к родственникам. Проявление неучтивости по отношению к брату могли простить, по отношению к другу – нет. Чтобы побрататься, чеченцы или давали торжественную клятву в присутствии «третьих лиц», или пили молоко из одной чаши, в которую как символ верности клали золотое кольцо, чтобы дружба не ржавела. Еще один вариант заключения дружеского союза – соединение крови (побратимы делали на пальцах порезы и смешивали капельки крови). После совершения одного из ритуалов названные братья обменивались шашками, башлыками, бурками, а о свершенном обряде сообщали семьям и близким.

Куначество имело широкое распространение не только у вайнахов, балкарцев и кабардинцев, но также у грузин и осетин. Как пишет кавказовед Борис Калоев: «Кунаком осетина мог стать любой из представителей этих народов, а после присоединения к России и появления на территории равнинной Осетии казачьих поселений и русский». Куначество сыграло важную роль при распространении в Осетии языков, особенно грузинского и русского, а также некоторых культурных достижений и традиций этих народов. Были случаи, когда осетины отдавали своих детей в русские семьи, с которыми находились в отношениях куначества, для обучения русскому языку.

«Институт гостеприимства и куначества стал тем базисом, на котором зародилось и получило развитие тесное и всестороннее взаимодействие русского и кавказских народов в различных сферах общения…
…Горцы свято хранили выработанные веками основы и правила куначества как института, вобравшего в себя признаки и гостеприимства, и искусственного родства, олицетворявшего традиционные методы горской народной дипломатии. Куначество было одной из главных составляющих в постоянном поиске формулы выживания и компромисса…
…Жесткость сегодняшнего межэтнического противостояния обусловлена и тем, что в основе образования национально-админстративных единиц - автономий на Северном Кавказе изначально был заложен конфликтный потенциал в борьбе титульных этносов за власть (кабардинцы и балкарцы в КБР, карачаевцы и черкесы в КЧР, аварцы, лезгины, кумыки, даргинцы, лакцы, ногайцы, табасаранцы и другие) в Дагестане…
…В последнее время разрушается кавказское социокультурное пространство. Происходит подмена смыслового содержания, искусственная, а порой и насильственная смена ценностей, в результате чего Северный Кавказ оказывается в концептуальном и стратегическом тупике. Это требует поиска более адекватной модели социального развития, сочетающей в себе региональные и глобальные аспекты. Ключевым условием в решении этой проблемы, по-видимому, является развитие традиций во взаимоотношении людей, таких как куначество, сформированных в кавказском социокультурном пространстве с незапамятных времен…»

Это выжимки из работы «Гостеприимство и куначество в этносоциальной традиции балкарцев и карачаевцев», написанной в 2005 году полковником милиции Мустафой Конаковым, который через год был убит по дороге на работу. «Ниву» начальника милиции Черекского района Кабардино-Балкарии расстреляли из леса, где незадолго до этого был обнаружен лагерь боевиков, боеприпасы, в том числе самодельные взрывные устройства большой мощности и поражающей силы…

28695 просмотров