Вестник Кавказа

Зачем «Роснефть» обосновалась на абхазском шельфе

Зачем «Роснефть» обосновалась на абхазском шельфе
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
24 декабря руководители «Роснефти» и абхазского руководства подписали несколько документов о сотрудничестве в нефтяной сфере. Для этого в Сухуми прилетела представительная делегация российских нефтяников во главе с президентом компании Сергеем Богданчиковым и тремя вице-президентами. В абхазской столице собрались также руководители департаментов геологоразведочных работ и лицензирования, по экспорту нефти и нефтепродуктов, эксплуатации и развития предприятий нефтепродуктообеспечения и глава «Кубаньнефтепродукта». Они прилетели на вертолете «Роснефти», совершив первый в истории взаимоотношений России и Абхазии коммерческий рейс.

Сергей Богданчиков и гендиректор госкомпании «Абхазтоп» Мераб Дзяпш-ипа подписали учредительный договор о создании ООО «РН-Абхазия». 51% в новом предприятии принадлежит «Роснефти», 49% - правительству Абхазии. Гендиректором ООО стал Эдуард Дубачев. Было заявлено, что за два года «Роснефть» вложит в развитие сети абхазских АЗС миллиард рублей, причем первые три станции появятся уже в следующем году. Общий объем инвестиций составит около 15 млрд руб. «Опыт работы в Абхазии у нас уже есть - несколько месяцев мы поставляем сюда топливо, сжиженный газ… Республике это дает рабочие места, налоги, да и все что обычно приносит крупный бизнес на территорию, где он находится», – сказал Богданчиков.

Одновременно министр экономики Абхазии Кристина Озган и гендиректор «РН-Шельф Абхазии» Вадим Иванцов подписали Договор об условиях геологического изучения для поиска и оценки месторождений углеводородного сырья в пределах Гудаутского участка недр, расположенного на дне Черного моря и находящегося под юрисдикцией Абхазии. В «Роснефти» говорят, что предварительно оцененные извлекаемые ресурсы составляют около 270 млн тонн условного топлива.

Комментируя подписание документов, абхазский президент Сергей Багапш назвал проект «очень выгодным для Абхазии». «Приход в Абхазию «Роснефти» - это серьезные инвестиции и рабочие места. Кроме того, это стабильная поставка нефтепродуктов. Уже не будет монополистов, а будет несколько компаний, которые начнут работать в этом направлении», - цитирует Багапша «Апсныпресс».

Вместе с тем отношение абхазов к нефтяным разработкам на шельфе весьма неоднозначное. Хотя условиями договора предусмотрен комплекс мер по защите окружающей среды и проведению экологических мониторинга и сопровождения работ, известно, что интересы нефтяников часто вступают в противоречие с интересами экологов. Для Абхазии же, делающей ставку на развитие туристической сферы, ситуация становится неоднозначной вдвойне – ведь сейчас экономика республики держится и на российском топливе, и на российских туристах, и за счет других сфер сотрудничества с Россией.

Говорят, запасы нефти были обнаружены в Абхазии еще в советские времена, но разрабатывать их не стали, во-первых, учитывая экономическую специализацию республик СССР, где за нефть «отвечал» Азербайджан, а Грузия - за туризм и сельхозпродукцию, во-вторых, учитывая просьбы Тбилиси не делать из грузинской автономии «нефтяную республику», что могло спровоцировать сепаратистские настроения. По данным РГ, в 1980-е интерес к абхазской нефти под давлением диаспоры проявляла Анкара - турецкие фирмы даже предлагали построить трансчерноморский нефтепровод от абхазского побережья до турецкого. Но эти проекты осталось на уровне разговоров, видимо, из-за того, что политики тогда (как и сейчас) там было больше, чем экономики.

Историю с абхазской нефтью еще более темной делает так до конца и непонятая многими роль американского бизнесмена абхазского происхождения Яхьи Казана, которую тот сыграл в ходе предыдущих выборов президента Абхазии. Ходили слухи, что едва ли не решающее слово в политической судьбе Сергея Багапша сказали именно Казаны – Яхья и его сын Инал, - связанные с американскими разведывательными структурами. Вообще отношения этих бизнесменов с абхазскими (да и грузинскими) властями – тема отдельной статьи, но здесь уместно привести точку зрения эксперта РБК Михаила Чернова, высказанную им в интервью АПН: «После тех выборов удалось утрясти ситуацию, восстановить абхазо-российское доверие и не допустить резкого дрейфа Абхазии в сторону Грузии, точнее, в первую очередь, в сторону США и их союзников. Но по мере усложнения ситуации на Кавказе этот дрейф возобновился. К весне-лету 2008 года он принял угрожающие масштабы. Один за одним в Абхазию приезжали западные эмиссары очень высокого ранга… Только война, разразившаяся на Кавказе в августе 2008, остановила эту тенденцию… То, что Россия признала Республику Абхазия, на какое-то время приостановило этот дрейф Абхазии на Запад. Сейчас происходит накачка действующих властей деньгами из Москвы. Это огромная ошибка, поскольку принципиально вопрос разворота с повестки дня не снят… Россия своими неправильными действиями расшатывает традиционные абхазские политические механизмы, одновременно своими экономическими шагами восстанавливает против себя значительную часть населения, одновременно же сбрасывает деньги действующим властям — то есть фактически готовит приход американцев на все готовое».

Однако другие эксперты, усматривающие в перспективной деятельности «Роснефти» в Абхазии политическую составляющую, склонны смотреть на ситуацию более оптимистично. Они уверены, что при помощи «Роснефти» российское руководство просто хочет в очередной раз «застолбиться» в Абхазии и показать всему миру неспособность Тбилиси контролировать ископаемые ресурсы на территории Абхазии, да и вообще ситуацию в бывшей автономии. Кроме того, в Сухуми (в отличие от того же Тбилиси) прекрасно понимают, что без хороших отношений с соседями выжить республике будет очень тяжело.
30920 просмотров