Вестник Кавказа

Путин и СНГ: что дальше?

Алексей Власов
Путин и СНГ: что дальше?
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
Владимир Путин еще раз подтвердил, что постсоветское пространство является одним из приоритетов внешней политического курса нового президента РФ. Однако проблема «наполнения» этой декларации реальными смыслами кажется более сложной, нежели простое исполнение распоряжений Кремля. Есть желание, но под рукой может не оказаться нужных инструментов. Есть ресурсы финансовые, но они могут не подкрепляться соответствующей кадровой базой.

Поэтому большинство экспертов сходится во мнении, что для начала надо провести системный аудит ресурсов России по каждому из направлений внешней политики: Центральная Азия, Южный Кавказ, Украина. Для этого требуется наличие некого центра для рассмотрения экспертных предложений и выработки рекомендаций «наверх». Подобный опыт уже имел место года три назад, когда Центр социально-консервативной политики «Единой России» привлек ведущих экспертов (Затулина, Маркова, Минченко) для осмысления новой стратегии России на украинском направлении. И что примечательно – все «титаны мысли», несмотря на огромное самомнение, при хорошем и независимом модераторе работали в рамках общего поля. Соответственно и документ получился достаточно неплохой по качеству. Другой вопрос, что в условиях конкуренции между ведомствами (президентская администрация, «Единая Россия», МИД) такие предложения далеко не всегда дойдут до адресата. Необходимы «толкачи» с серьезными аппаратными возможностями, для которых СНГ не каторга и ссылка, а серьезный ресурс для укрепления собственных позиций.

Такие же экспертные группы нужно сформировать и сейчас. Думаю, что идеальным координатором такого проекта может стать Сергей Нарышкин и Экспертный совет при Госдуме. В свою очередь, администрация президента и другие ведомства должны ставить более четкие вопросы перед экспертами, каждое ведомство – по своему направлению.

Во-вторых, в центре новой российской стратегии должна стоять гуманитарная экспансия. Я включаю сюда образовательные, научные, молодежные, информационные проекты. На этом направлении уже сделаны определенные шаги, и перед Константином Косачевым и Россотрудничеством поставлены более серьезные задачи, нежели чем перед его предшественниками.

Особенно актуален вопрос о новой гуманитарной миссии России применительно к Центральной Азии и Южному Кавказу. Причем залог успеха – с одной стороны, системность, а с другой – большие права российским вузам и гражданскому сектору. Любая бюрократическая опека неизбежно погубит всю идею. Надо жестко контролировать выделяемые средства и содержание проектов, но ни в коем случае не отдавать все дело на откуп чиновникам из Министерства образования, ведь для них политический контекст задачи играет второстепенную роль.

Общественное измерение евразийской интеграции, да и любого проекта, с которым Россия выходит на постсоветское пространство должно быть более значимым, нежели любые бюрократические попытки «загнать всех в стойло» под лозунгом государственных интересов. Ученых, журналистов, представителей молодежных движений искренне болеющих за судьбу российского гуманитарного влияния, на этом поле гораздо больше, чем сладкоязычных бюрократов, живущих по принципу - согласиться, но ничего не сделать.
Дело за малым - осталось только узнать, а как видит эту проблему сам ВВП.
26645 просмотров