Вестник Кавказа

Дислокация радара – элемент военного присутствия США в Грузии

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
В военно-политической жизни Грузии произошло два важных события - визит американских сенаторов для обсуждения участия Тбилиси в американском проекте строительства глобальной системы ПРО, а также решение президента Саакашвили денонсировать российско-грузинское соглашение о транзите военных грузов в Армению. В интервью ВК их прокомментировал главный редактор военно-аналитического журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили.

- В Тбилиси побывали американские сенаторы во главе с республиканцем Джоном Кейлом, который недавно обратился к президенту и министру обороны США с предложением рассмотреть возможность установки противоракетных радаров в Грузии, поскольку, с его точки зрения, «Грузия занимает идеальное географическое положение». Кейл не отрицал, что тема глобальной ПРО обсуждалась в Тбилиси. Что бы это значило? 

- Речь изначально идет не о противоракетах типа «Стандарт», которые предполагается разместить на кораблях, а о радарах, то есть локаторах. Они должны быть как можно ближе к месту предполагаемого пуска, чтобы вовремя зафиксировать запуск ракеты. Мы понимаем, что в данный момент речь идет о возможном запуске баллистических ракет с территории Ирана. 
Что касается радаров, рассматривалось несколько вариантов. Во времена президентства Джорджа Буша планировали дислоцировать антиракеты в Польше, а радары – в Чехии. Затем произошла переигровка. Возможно под влиянием России. Решили разместить радар в Турции. Но Турки поставили жесткое условие: не передавать информацию, полученную с помощью РЛС, Израилю. Речь шла об информации, касающейся Ирана. Но это нелогично, поскольку главный смысл установки этого радара и состоит в том, чтобы собирать информацию об Иране, в том числе для защиты Израиля от возможного ракетного нападения. Не думаю, что Америка согласится на упомянутое условие. Именно после выдвижения Анкарой такого предусловия и появилась инициатива сенаторов об установке радара в Грузии. 
Трудно сказать, насколько это реально в нынешних условиях. Визит сенаторов и их предложение, само по себе важное событие, но его не стоит переоценивать - наши депутаты тоже много ездят по миру и много чего предлагают. Особенно оппозиционеры. А в Грузию приехали именно представители Республиканской партии, то есть оппозиции президента Обамы. Честно говоря, очень сомневаюсь, что с учетом неминуемо бурной реакции Москвы нынешняя администрация США решится на столь радикальный шаг.

- Насколько технически возможно успешное функционирование подобного радара в Грузии. Могут ли вообще локаторы с ее территории фиксировать ракетные пуски из Ирана?

- Технически вполне возможно и даже целесообразно. Если такой радар установить, например, в Кахетии на горе Цив-Гомбори, он сможет контролировать всю территорию Ирана и весь обширный регион вплоть до Индии. 

- Зачем американцам устанавливать новые радары, если есть огромная Габалинская станция, способная контролировать все южное направление? Ведь Баку и Москва неоднократно давали понять, что готовы рассмотреть такую возможность?

- Габалинская РЛС – стационарный объект. Она «смотрит» только в одну сторону и контролирует определенный сектор. А американцы хотят использовать в этих целях подвижные, мобильные радары. Именно о таких РЛС шла речь и в Чехии, и в Турции. Кроме того, Габалинская РЛС, какой бы она в свое время не была уникальной и «продвинутой», построена в 1980-х. Сейчас многое изменилось, в том числе технологии. Габалинская РЛС предназначалась для слежения не за Ираном, а за возможным пуском американских баллистических ракет с подводных лодок в Индийском океане. 
Но, повторяю - все это пока лишь гипотетические рассуждения. Очень сомневаюсь, что президент Обама пойдет на это и испортит отношения с российским руководством.

- Если рассуждать гипотетически, что даст Грузии установка на ее территории элементов американской системы ПРО?

- Большая часть территории Грузии так и останется «непокрытой», поскольку если радар, смотрящий на юг, установят на востоке страны, западная часть Грузии для него будет недосягаема. Этот локатор не имеет кругового вращения - он мобилен, но способен следить лишь за определенным, заранее заданным сектором. При этом российские военные обязательно нацелят на Грузию еще больше ракет из Южной Осетии и с Северного Кавказа.
С другой стороны, если американцы установят радары в Грузии, они будут обязаны и защищать их, в том числе от ракетного удара, защищая одновременно и грузинскую территорию. Дислокация радара – элемент военного присутствия США в Грузии, поскольку военный объект потребует охраны, обслуживающего персонала и так далее. 

- Парламент Грузии по предложению президента денонсировал соглашение 2006 года о транзите российских военных грузов в Армению. О чем именно шла речь в том соглашении?

- Соглашением предусматривалась возможность сухопутного и воздушного транзита военных грузов для снабжения российской военной базы в Армении. Документ требовал, чтобы Россия за три месяца информировала грузинскую сторону о количестве груза, методе транспортировки, количестве сопровождающих и давала гарантию, что груз не попадет в зоны конфликтов. 

- Какие пути доставки грузов на российскую военную базу в Армении остались после денонсации соглашения, которое, впрочем, реально и не действовало с августа 2008 года?

- Возможен маршрут через Иран, а также воздушный путь. Грузия не имеет возможности контролировать воздушные суда, которые перелетают через нашу территорию. Не сбивать же их! Об этом речи быть не может.
30800 просмотров

Видео

Все видео


реклама



Мы используем файлы cookie и обрабатываем персональные данные с использованием Яндекс Метрики, чтобы обеспечить вам наилучшее взаимодействие с нашим веб-сайтом.