Вестник Кавказа

Заметит ли Европа казахстанскую модернизацию

Euractiv

Интенсивные усилия Астаны по реформированию экономики и общества, а также привлечению иностранных инвестиций остаются незамеченными в Европе, хотя Казахстан становится все более значимым международным игроком. Eurasia Review в статье Kazakhstan steps up reform efforts but says Europe still keeping distance напоминает, что в этом году Казахстан стал непостоянным членом Совета Безопасности ООН, а Астаны прошла международная выставка EXPO 2017, посвященная ”Энергии будущего”. Пока Казахстан остается единственной страной в мире, где находится банк низкообогащенного урана, принадлежащий Международному агентству по атомной энергии. Именно Казахстан инициировал резолюцию ООН, которая провозгласила 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний.

Модернизация в разгаре

За усилиями по модернизации стоит амбициозная цель - к 2050 году вывести Казахстан в тридцатку развитых стран мира. Казахстан подвергся критике со стороны Запада за его репутацию в области защиты прав человека, ситуацию в средствах массовой информации и функционирование судебной системы в советском стиле. Наряду с этим президент страны Нурсултан Назарбаев инициировал передачу полномочий от президента парламенту и правительству. В марте была проведена конституционная реформа, однако предстоит внести поправки в несколько законов до вступления в силу конституционных изменений. Реформа судебной системы заключается в том, что независимость судей будет укрепляться путем обеспечения невозможности отстранения их от должности. Казахстан полностью осознает необходимость перестройки своей судебной системы для получения больше инвестиций, помимо нефтегазового сектора. Вторая часть модернизации касается экономики - инвестиции в человеческий капитал и развитие новых отраслей промышленности при учете традиционных.

Третья часть модернизации касается национальной идентичности. Символическим шагом стал план отказа от кириллицы с его последующей заменой ее латиницу для облегчения контактов с остальным миром. В отличие от славянских народов, для которых кириллица была естественным выбором, казахи – тюркская нация. В настоящее время казахский алфавит, все еще основанный на кириллице, содержит 42 буквы, а в латинском алфавите их 26. Была организована специальная комиссия для решения данного вопроса. Назарбаев впервые озвучил идею перехода на латинский алфавит в 2012 году. В этом году он сформулировал ее более четко, подчеркнув, что это будет постепенный процесс. Переход никак не связан с русским языком в казахском обществе, который фактически остается вторым официальным языком.

Цель Казахстана стать страной с тремя языками: казахским, русским и английским как языком международного бизнес-сообщества. Программа под названием ”Образование на трех языках” реализуется среди детей дошкольного возраста.

ЕС медленно продвигается на казахстанском рынке

Несмотря на все усилия Астаны по реформированию, ЕС не спешит брать инициативу в свои руки, и, следовательно, рискует упустить рынок Казахстана, население которого составляет 18 млн человек, в пользу других игроков. Посол Казахстана в Бельгии Алмаз Хамзаев заявил: ”Мы заинтересованы в европейском присутствии в наших странах, на рынках, в обществе, но мы не являемся приоритетом для ЕС. Ниши, которые мы можем предложить Европе, заполнены другими странами: Японией, Кореей, Китаем, Россией, Ираном, Египтом, Турцией. Европа очень медленно устанавливает свое присутствие на новых рынках в Центральной Азии”.

”Отношения [с ЕС] улучшаются, но не достаточно быстро. В плане ведения бизнеса европейский частный сектор и компании многое теряют. Поезд идет быстро, и они отстают″, - заявил посол на конференции ”Казахстан: вступление в новую эпоху модернизации”, которая состоялась во вторник в Брюсселе.

Глава делегации Европейского парламента по странам Центральной Азии, евродепутат Ивета Григуле высоко оценила роль страны в поддержании региональной стабильности и безопасности. Она заявила, что отношения Казахстана с дипломатической службой ЕС (EEEAS) превосходны, но они не так интенсивны с парламентом, который призвал Казахстан улучшить ситуацию в сфере прав человека, свободы религии и средств массовой информации. ”Иногда я чувствую, что два основных органа ЕС идут по разным направлениям в отношениях с третьими странами ... Некоторые из моих коллег даже не знают, где Казахстан, но у них есть сложившееся мнение об этой стране”, - сказала Григуле.

”Не рекламный трюк”

Пьер Боргольц, бывший дипломат ЕС по Центральной Азии, сказал, что новая волна модернизации в Казахстане, включая  реформы в сфере бизнеса и судебной системы, инициированные президентом Нурсултаном Назарбаевым, не просто рекламный трюк: ″Все эти нововведения не просто слова, а реальные действия. Внутренние реформы идут рука об руку с усилением международного участия”. Наблюдатели за соблюдением прав человека в течение многих лет подчеркивали неоднозначную ситуацию в Казахстане. Amnesty International в своем последнем докладе заявила, что права на свободу выражения мнений, мирные собрания и ассоциации остаются ограниченными. Посол Хамзаев сказал, что здесь речь идет о неправильном восприятии, опирающимся на  опыт предыдущих десятилетий и не учитывающем последние демократические усилия. ”Восприятие отстает от реальности, и мы это понимаем. Мы информируем каждое учреждение в Брюсселе обо всех изменениях, объясняя наши подходы в изменении демократического общества, создании новых институтов, НПО. Но сегодня все можно найти в интернете - просто нажмите кнопку, и вы поймете, какова у нас ситуация с правами человека”, - заключил казахстанский дипломат.

12060 просмотров