Грузинская организация "Центр кавказских исследований" (ЦКИ) опубликовала результаты опроса общественного мнения об отношении граждан к России, которую официально в Грузии считают "оккупантом" с 2008 года, со времени пятидневной войны. ЦКИ считается профессиональной и авторитетной социологической службой, а последний опрос был проведен под эгидой НКО "Международная прозрачность - Грузия" (МПГ), одной из главных опор прозападных сил. Именно поэтому итоги опроса и стали сенсацией.
Ведь ни ЦКИ, ни тем более МПГ, невозможно обвинить в "пророссийской ангажированности", они лишь четко зафиксировали последнюю тенденцию в общественном мнении: неуклонное уменьшение числа граждан, считающих РФ "врагом и оккупантом".
Вопрос респондентом был задан однозначно и требовал столь же четкого ответа. Социологи просили выбрать один из двух вариантов:
1) Считаете ли вы, что Российская Федерация - соседнее, единоверное государство, с которой Грузию исторически связывает много общих ценностей и с которой, несмотря на оккупацию, Грузия должна иметь добрососедские отношения?
2) Считаете ли вы, что Российская федерация - враг и оккупант, с которой у Грузии не должно быть добрососедских отношений до полной деоккупации грузинских территорий - Абхазии и Южной Осетии?
44% опрошенных согласились с первым вариантом ответа, а 46% ответили, что считают Россию "врагом и оккупантом". Однако, по мнению социологов, самое примечательное не социологически мизерное преимущество второй точки зрения, а тенденция последних лет. Ведь в течение пяти-шести лет после пятидневной войны число грузин, считавших РФ вражеской державой, было значительно большим.
Представители ЦКИ и МПГ в многочисленных комментариях к собственной публикации признают, что специально выбрали социологически наиболее "жесткий вариант" вопроса и объясняют итоги тем, что граждане, не ответившие положительно на первый вопрос о России как оккупанте, "возможно, по-прежнему не любят Россию и не настроены пророссийски", но помнят о событиях 2008 года и не хотят враждовать с огромным соседом. То есть их ответ не столько "оценочный", сколько выражающий желание, основанное на стремлении сохранить мир.
Но с такой интерпретацией согласны не все. Политолог Давид Авалишвили сказал "Вестнику Кавказа", что основным фактором стал не страх вновь оказаться в состоянии войны с Россией (ведь в первые годы после пятидневной войны он был сильнее, но большинство отвечало положительно именно на второй вопрос), а события последних лет, когда политика Москвы по отношению к Тбилиси потерпела серьезные изменения, и Россия стала действовать методом "мягкой силы": бурно развивается туризм, РФ открыла свои рынки для грузинских товаров, возобновилось авиасообщение, а вокруг зон конфликтов, хотя и сохраняется напряженность, но ситуация более или менее стабильна.