Индия инвестирует в Узбекистан 3 млрд долларов. Таков итог государственного визита президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в Нью-Дели. В ходе переговоров с президентом Индии Рамом Натхом Ковиндом, премьер-министром Нарендрой Моди обсуждались пути расширения межгосударственного сотрудничества. Главы двух государств подписали также пакет межправительственных соглашений и несколько документов между регионами, которые выведут узбекско-индийские отношений на качественно новый уровень. Программа пребывания узбекского лидера завершится завтра посещением древней столицы Индии – Агры и мавзолея Тадж-Махал.
Партнерство Индии и Узбекистана носит характер стратегического. Еще в 2014 году они подписали контракт на поставку 2000 т урана, потом Нарендра Моди посетил Узбекистан в 2015 году в рамках центральноазиатского турне и в следующем, 2016 году. На переговорах с руководством Узбекистана он договорился о расширении торгово-экономического сотрудничества. Нынешний двухдневный государственный визит Шавката Мирзиеева в Нью-Дели - ответный. Узбекистан и Индия договорились утроить объем внешнеторгового оборота – с 323,6 млн долларов по итогам 2017 года до более 1 млн долларов к 2020 году. Для этого есть все условия. В частности, по итогам индийско-узбекского бизнес-форума было подписано более 50 инвестиционных проектов на сумму около 3 млрд дол., которые будут реализованы в Узбекистане. Индийская сторона рассматривает торговое партнерство с Ташкентом как возможность увеличить импорт медицинских товаров, фармацевтической продукции, черных металлов, различного технологического оборудования и запасных частей для автомобилей. Узбекистан намерен расширить поставки в Индию сельхозпродукции, удобрений, цветных и редких металлов, текстиля и нефтехимии.
"Ташкент заинтересован в появлении нового мощного игрока на своем рынке, способного предлагать не только товары, но и технологии для совместного производства. 145 предприятий с участием индийского капитала, работающие сегодня в стране, это хорошо, но недостаточно. Если будет реализована активно обсуждающаяся сейчас сторонами идея строительства в Узбекистане индийских технопарков (чем, кстати, давно и сравнительно успешно занимается со своими партнерами Китай), то совместных узбекистанско-индийских высокотехнологических предприятий, из которых на сегодня лишь 21 со 100% индийским капиталом, станет гораздо больше", – сказал "Вестнику Кавказа" доктор политических наук, заместитель генерального директора Центра стратегических оценок и прогнозов Игорь Панкратенко.
Сегодня Индия - самая быстрорастущая экономика в мире. "Страна претендует на то, чтобы стать третьей экономикой мира. В последние годы государство совершило серьезный рывок за счет усиления промышленности и IT-сектора, расширения экспорта и активного участия в глобальных интеграционных процессах. По данным Всемирного банка, ее ВВП вырос на 7,2% с октября по декабрь 2017 года. Китай за тот же период прибавил только 6,8%", – сказал "Вестнику Кавказа" директор ташкентского центра исследовательских инициатив "Ma'no" Бахтиер Эргашев. По его словам, Индия ищет новые рынки сбыта, и страны Центральной Азии подходят для этих целей как нельзя лучше. Но нужна связывающая страны дорога, поэтому Индия развивает свои транспортные коридоры. В частности, коридор "Север-Юг", который откроет конкурентоспособный и быстрый маршрут из Евразии в Индию и объединит индийский порт Мумбай с морскими портами Ирана в Персидском заливе. Узбекистан тоже планирует выйти в иранский порт Чорбахр.
По мнению Игоря Панкратенко, руководство Индии развитие стратегического партнерства в экономике стремится увязать с требованиями внешней политики. Сегодня по целому ряду причин Ташкент представляется для Нью-Дели наиболее перспективным и "комфортным" потенциальным партнером для расширения индийского политического присутствия в регионе.
"Главным здесь, безусловно, является вопрос мирного урегулирования в Афганистане. Активно включившись в этот процесс, Узбекистан новизной своего подхода уже сумел добиться заметного прогресса на этом направлении. Индийская сторона сотрудничеством с Ташкентом также стремится повысить свой статус коспонсора данного процесса. Тем более что проект TAPI – реализация которого без активного участия узбекистанской стороны достаточно затруднительна – имеет для Нью-Дели принципиальное значение", - считает эксперт. По его мнению, только афганскими проблемами заинтересованность Индии в Узбекистане не исчерпывается. Основным внешним вызовом для себя Нью-Дели считает сегодня китайскую инициативу "Один пояс - один путь". Проблема для руководства Индии заключается в том, что рычагов прямого влияния на партнеров из Китая по этой инициативе в Центральной Азии у него нет. Единственная возможность если не сорвать, то максимально затруднить реализацию проектов в рамках этой инициативы заключается в выдвижении альтернатив. Ярким примером которых можно считать, в частности, активное участие Нью-Дели в реализации проекта международного транспортного и транзитного коридора между Ираном, Оманом, Туркменистаном и Узбекистаном – то самое вступившее в силу 23 апреля 2016 года Ашхабадское соглашение, к которому Индия присоединилась 3 февраля 2018 года. Причем, есть все основания предполагать, что это не единственный альтернативный китайской инициативе проект, который индийская сторона будет в ближайшее время предлагать Ташкенту.