Узбекистан станет первой в Центральной Азии страной, имеющей атомную электростанцию. Договор о начале строительства может быть подписан уже осенью в ходе официального визита президента РФ Владимира Путина в Ташкент. Возведение станции начнется не позднее 2019 года. Географически электроэнергия АЭС будет покрывать запад и центр страны, что больше ориентирует ее на индустриальные нужды, особенно с учетом мощного кластера в Навои, где планируется строительство станции.
Детали реализации проекта по строительству АЭС обсуждались в Ташкенте в ходе переговоров президента Узбекистана Шавката Мирзиева с генеральным директором Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Алексеем Лихачевым. На брифинге для журналистов Лихачев рассказал, что узбекская сторона предложила Навоийскую область в качестве площадки для будущей АЭС. "Буквально на днях мы выезжаем на место и начинаем сбор информации. Мы договорились о подходах к организации проекта. В данном случае не будет четкой роли заказчика и подрядчика. Это тот подход, когда мы строим вместе, когда мы строим как для себя. Подобный подход мы применяем только в России и Беларуси, когда вместе с правительством страны определяем все аспекты, стоимость проекта, вместе несем ответственность за его реализацию. Это кратно сокращает сроки, закладывает механизмы, страхующие нас от удорожания", – сказал Лихачев. По его словам, в республике будет создана современная ядерная инфраструктура. В частности, должен появиться регулятор, условно называемый Атомнадзор, который будет контролировать всю работу совместно с российской корпорацией по принципу "четырех глаз".
"Росатом" предлагает возвести АЭС из двух современных блоков поколения "3+" ВВЭР-1200. Похожий проект "Росатом" реализует в Бангладеш. Он оценивается примерно в 13 млрд дол., из которых 11,3 млрд дол. предоставлены Россией в качестве государственного экспортного кредита. Белоруссии АЭС обошлась в 10 млрд долларов. Сколько будет стоить Узбекистану атомная станция, пока не сообщается. Эксперт Кубат Рахимов считает, что узбекская АЭС выйдет дороже, поскольку в Навойи сложно будет решить вопрос о системе охлаждения без достаточного количества проточной воды и/или больших водоемов.
Россия готова предложить Узбекистану несколько вариантов финансирования проекта, в том числе на условиях государственного кредита, по схеме заемных денег с рынка, инвестирования собственных средств, а также на условиях BOO – Build-Own-Operate (строй-владей-эксплуатируй). Кроме того, обсуждается возможность выделения заемных средств на строительство станции со стороны Российского экспортного центра.
Помимо станции будут также построены исследовательские реакторы, проведена разведка и разработка урановых месторождений, производства изотопов и применения их в промышленности, а также подготовка кадров для атомной энергетики Узбекистана.
Проект строительства АЭС в Узбекистане появился не вчера. Директор Центра исследовательских инициатив Ma'no (Узбекистан) Бахтиер Эргашев сказал "Вестнику Кавказа": "То, о чем мы дискутировали в ЦЭИ (Центре экономических исследований) восемь лет назад, становится реальностью. Уверен, до конца года будет подписан контракт. Может быть, во время государственного визита Путина в Узбекистан. А в 2019 начнется строительство. Тянуть с этим не надо. При этом, надеюсь, строительство АЭС (новые генерирующие мощности) станут толчком для коренной реформы системы энергоснабжения страны, которая сейчас полностью прогнила, насквозь коррумпирована, с дикими, доходящими до 38% потерями. Нам надо вспомнить в целом успешный опыт проектов начала нулевых по доступу частных компаний на рынок продаж электроэнергии и демонополизации этой сферы".
"Задачи и строительство АЭС в среднеазиатских странах актуальны, поскольку нет альтернативы такому надежному, дешевому и экологически чистому источнику энергии. Уголь – загрязняет воздух. Вода – нагружена взаимоотношениями с соседями и поливной землей. Других масштабных источников получения электроэнергии нет. Зеленая энергетика – это пропаганда и политика во всем мире. Альтернативные источники существуют во всем мире только до той поры, пока обычная генерация облагается дополнительным налогом. Атомная генерация – единственная безальтернативная для больших промышленных проектов", – сказал "Вестнику Кавказа" директор по культурным, научным и образовательным проектам Центра традиционных культур (Москва) Александр Собянин. По его словам, атомщики все последнее десятилетие обсуждали проекты строительства АЭС в Центральной Азии. Речь шла об одной или двух атомных станций в Таджикистане, одной атомной станции в Киргизии, двух в Узбекистане и одной в Туркмении. "Естественно, все они на очень разной станции проработки вопроса. Из среднеазиатских проектов, если вычесть стоящий особняком Казахстан, то в наибольшей степени проработан вопрос строительства АЭС в Согдийской области Таджикистана и в Узбекистане. В Навои, где предложили построить АЭС, расположен самый крупный горно-металлургический комбинат, и, соответственно, имеется кластер горнодобывающих, горно-металлургических производств. Это золото, серебро, уран. У проекта есть ряд достоинств: он позволяет иначе взглянуть на гидростанции в Таджикистане (высота плотин) и АЭС в Казахстане. Узбекистан станет первой страной в регионе, где будет построена АЭС совместно с корпорацией "Росатом". Это позволяет вернуться к задаче создания единой энергосистемы Средней Азии и России. Эта задача была поставлена еще в 60-годы прошлого века, и она не была выполнена", – отметил эксперт.
Речь идет о надежности в обеспечении региона электроэнергией и ее дешевизне. Собянин пояснил, что единая энергосистема резко повышает надежность ее функционирования, невозможность или низкую вероятность блэкаутов, а также резко снижает цену на электричество. Еще к плюсам строительства АЭС эксперт отнес и тот факт, что Узбекистан за счет выработки дешевой электроэнергии обеспечит рост промышленного производства и качество жизни населения. Для любой этой задачи нужно электричество. "Серьезных минусов я не вижу", – сказал Александр Собянин.
На вопрос "Вестника Кавказа" о том, как повлияет строительство АЭС в Узбекистане на уже строящуюся в Таджикистане Рогунскую ГЭС, эксперт ответил, что Москва и Ташкент смогут более аргументировано воздействовать на Душанбе. Поскольку сегодня вопрос строительства Рогунской ГЭС сильно политизирован и выглядит как давление Узбекистана на маленький Таджикистан. С созданием единой энергосистемы Средней Азии необходимости в строительстве крупной ГЭС нет. Вопрос Рогунской ГЭС перестанет быть политическим в рамках двух стран - Узбекистана и Таджикистана - и уйдет на другой уровень, т.е. станет производственным российско-таджикским. Россия будет нести ответственность за равномерную подачу электричества. У экономики Таджикистана появятся крупные объемы электричества. Единственный минус, когда Запад начнет оказывать давление по всем направлением. В частности, так случилось с Казахстаном. "На Астану воздействовали по всем направлениям. Проект строительства АЭС в Западном Казахстане прошел все согласования и даже общественные слушания. Но затем подключился Запад. Было оказано политическое давление на президента Нурсултана Назарбаева, поступило предложение от французской AREVA по строительству АЭС в Казахстане, которое не предполагало ее реализации. У них была единственная задача - не допустить "Росатом" к строительству станции. В случае с Узбекистаном давление может быть не настолько сильным. Узбекская экономика не зависит от мировой конъюнктуры в такой степени, как казахстанская. Поэтому политическое давление на Ташкент не возможно. Предложение французской AREVA вряд ли пройдет", – считает Собянин.
"Казахстан проиграл Узбекистану – имея шикарные шансы по строительству АЭС, будучи крупнейшим в мире поставщиком урана и полноценный "Казатомпром" со своим действующим реактором на Каспии, одновременно иметь угольные ТЭС в качестве основы энергетики – это несерьезно", – сказал "Вестнику Кавказа" Кубат Рахимов.