Ашхабад открыл новый транспортный маршрут, который свяжет Восток и Запад. И если на энергетическом поле Туркменистану пока не удается пробиться на западный рынок, то в транспортной сфере успехи куда более очевидны. Интерес к этому направлению проявляет сегодня и Китай.
После запуска железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран, Ашхабад готовится присоединиться к транспортному коридору Баку-Тбилиси-Карс. Эти артерии соединят несколько важных регионов и рынков. Выход на Азербайджан будет обеспечиваться морским путем через Каспий. На днях в Бакинский международный морской порт впервые прибыл туркменский паром "Беркарар" типа RO-PAX, предназначенный для перевозки пассажиров, грузовых автомобилей и другого крупногабаритного груза. Как заметил посол Туркменистана в Азербайджане Тойлы Комеков, регулярные рейсы этого парома позволят значительно сократить время доставки грузов из европейских стран в Центральную Азию и на Средний Восток. Второе судно аналогичного класса – "Багтыяр", построенное по заказу Ашхабада на судоверфях хорватского Пула, прибудет в порт приписки уже в нынешнем году. "Батгыяр" будет шестнадцатым современным судном, поступившим в страну за последние 5 лет.
"Для Туркменистана – это один из выходов в Европу в дополнение к имеющимся через Россию", – сказал "Вестнику Кавказа" ведущий научный сотрудник Института Востоковедения РАН, доктор исторических наук Шохрат Кадыров. Ашхабад таким образом становится активнее в своей многовекторности. Россия остается крупнейшим торгово-экономическим партнером Туркменистана. Товарооборот между ними в минувшем году достиг 5 млрд долларов. Это, однако, никак не мешает центральноазиатской стране развивать отношения, например с Кореей. Южнокорейские компании осуществляют в Туркменистане сразу девять проектов на сумму 5,5 млрд долл. Ашхабад и Сеул в нынешнем году подписали еще одно соглашение на сумму в 4 млрд дол. о строительстве газоперерабатывающих заводов. Другой пример: китайская CNPC инвестировала в промышленную разработку богатой газом договорной территории "Багтыярлык" на юге страны 4 млрд долларов.
Особую активность Туркменистан проявляет на международном энергетическом рынке. Активность эта в определенной степени вынужденная, поскольку в 2009 году Россия сократила импорт туркменского газа с 60 млрд кубометров газа до 12 млрд кубометров. Именно после этого Ашхабад в плане газового экспорта стал искать новых партнеров. Одним из них стал Китай, получающий 40 млрд кубометров газа, и готовый удвоить этот объем. Одновременно Ашхабад ведет переговоры об экспорте газа со странами Европы. Отметим, что по доказанным объемам природного газа (17,5 трлн кубометров), Туркменистан находится на четвертом месте в мире. Однако выйти на европейский рынок стране пока не удается по ряду причин, одна из которых – до сих пор не определенный статус Каспия. Для строительства трубопровода по дну водоема требуется согласие всех прикаспийских стран, а консенсуса достичь пока не удается.
Тем не менее переговоры Ашхабада и Брюсселя продолжаются, а учитывая затянувшийся кризис на Украине, шансы на их продуктивность увеличиваются. Напомним, что ЕС разработал комплексную стратегию энергетической безопасности, которая состоит в снижении зависимости ЕС от поставщиков энергоресурсов, в первую очередь от России. При этом в плане диверсификации источников Старый свет делает ставку на каспийский газ. Его поставщиками должны стать Азербайджан и Туркменистан. С учетом всего этого эксперты полагают, что шансы Ашхабада выйти на европейский энергетический рынок достаточно велики.
"Есть и еще один существенный нюанс, который состоит в том, что на данный момент Ашхабад де-факто стал проводником интересов Китая. А эти интересы, как известно, выходят далеко за пределы Прикаспийского региона, распространяясь на Кавказ и Европу. Именно в контексте данного обстоятельства туркменская сторона развивает свой флот на Каспии. Все, включая военное сопровождение, пассажирские перевозки, и танкерный флот, работает на грандиозный проект восстановления Великого шелкового пути. Никаких других военных или геополитических целей в проектах развития туркменского флота нет, а точнее – они имеют второстепенное значение", – считает Шохрат Кадыров. Этот проект, по его словам, находится под патронажем ООН и отвечает также стратегическим интересам США. При этом Кадыров подчеркнул, что конечной целью проекта является создание единого транспортного коридора, связывающего китайский порт Ляньюньган, посредством железных дорог Китая и Казахстана и паромной переправы "Актау – морской порт Аляты" с железной дорогой Баку-Тбилиси-Карс и далее в Европу.
И здесь следует подчеркнуть, что за всем этим "громадьем планов" стоит, в первую очередь, Пекин. КНР готовится создать на Южном Кавказе устойчивый экономический плацдарм, с которого в перспективе можно осуществлять экспансию китайских товаров, инвестиций и рабочей силы на европейском направлении. Именно поэтому, стремясь повысить свою конкурентоспособность в регионе, где традиционно сильны позиции других мировых игроков – России, США и Европы, Китай приступает к инвестированию в крупные транспортные проекты всего региона.