Трамп аннулирует сделку с Ираном. Что дальше?

Трамп аннулирует сделку с Ираном. Что дальше?

Президент США Дональд Трамп на этой неделе намерен объявить об аннулировании ядерного соглашения с Ираном и представить ″всеобъемлющую стратегию″ в отношении ИРИ. Не исключено, что Вашингтон признает Корпус стражей исламской революции (КСИР) террористической группировкой. Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф уже заявил, что если это произойдет, то Тегеран может принять жесткие ответные меры.

Что же касается внутриамериканских споров, то, как пишет Питер Харрелл в статье The best course of action for Congress on Iran? Do nothing для американской политической ежедневной газеты The Hill, администрация Трампа планирует обратиться к Конгрессу с просьбой рассмотреть новое законодательство, с помощью которого против Ирана могут быть вновь введены санкции, а у США появится возможность пересмотра ядерного пакта. Но Конгресс не обязан действовать по просьбе Трампа. По мнению Харрелла,  Конгресс должен отказаться от рассмотрения нового законодательства и потребовать, чтобы администрация Трампа разработала и выполнила заслуживающий доверия международный дипломатический план действий по иранскому вопросу. Конгресс должен также заставить администрацию задействовать новый закон о санкциях в отношении Ирана, принятый Конгрессом в июле этого года, но не реализованный администрацией Трампа.

Согласно Закону о пересмотре ядерного соглашения с Ираном (INARA), документу 2015 года, который обеспечивает контроль СВПД со стороны Конгресса, каждые 90 дней Трамп должен удостоверяться, соблюдает ли Иран условия соглашения. С января Трамп дважды сертифицировал сделку, в апреле и июле, но с июля президент США утверждает, что Иран ″не соответствует духу” СВПД. Следующий крайний срок сертификации - 15 октября, и Трамп, по-видимому, планирует объявить как свое решение не сертифицировать соблюдение Ираном условий сделки, так и более широкую стратегию США в отношении Ирана до этой даты.

Должностные лица администрации публично и конфиденциально сигнализируют о том, что попросят Конгресс принять новые законы по Ирану после объявления решения Трампа. В широком смысле Конгресс мог бы рассмотреть два типа законов: те, которые будут налагать санкции на Иран, или те, которые внесут поправки в INARA. Конгресс должен отказать в рассмотрении любого типа законов. Международное агентство по атомной энергии согласно с тем, что Иран выполняет свои ядерные обязательства, а союзники США будут рассматривать законы, которые вновь вводят санкции в отношении Ирана как нарушение обязательств, взятых на себя США по условиям СВПД. Это приведет к серьезному разрыву в отношениях с США с союзниками и может побудить Иран возобновить ядерную деятельность, которая была прекращена в рамках СВПД.

В последние дни администрация и должностные лица Конгресса намекают, что вместо того, чтобы требовать немедленного пересмотра законодательства, Трамп может попросить Конгресс принять законодательство, которое изменит INARA, чтобы потребовать конкретные изменения в СВПД. Санкции будут вновь введены только в том случае, если Иран не согласится на изменения в течение определенного периода времени. Но этот подход также опасен. Законодательство такого типа может подорвать возможность фактического пересмотра конкретных условий СВПД с Ираном для администрации Трампа и, скорее всего, приведет к краху ядерного соглашения, если пересмотр сделки потерпит неудачу.

Как и многие эксперты, работавшие по вопросу Ирана, я весьма скептически отношусь к тому, что администрация Трампа сможет убедить своих союзников или Иран согласиться на серьезные изменения условий СВПД. Ни Иран, ни европейские партнеры США не высказали желания пересмотра соглашения. Трамп мог бы обеспечить относительно незначительные изменения в сделке, но решение Конгресса свяжет руки американского президента по конкретным, трудно достижимым переговорным позициям, что  затруднит задачу администрации в ходе переговоров. Искусственные сроки пересмотра соглашения также уменьшат, а не увеличат шансы на успех, учитывая сложность ядерных переговоров и необходимость многоярусной и многосторонней дипломатии.

Сам Конгресс разделен по ключевым проблемам Ирана, включая вопрос о том, служит ли СВПД национальным интересам США. В этом году Конгресс не продемонстрировал должного единства для принятия сложного, нюансированного законодательства. Даже если отдельные члены Конгресса попытаются добросовестно вести переговоры с администрацией Трампа по законодательству, политически заряженные поправки и другие предложения сорвут законодательный план.

Конгресс должен предъявить два требования администрации Трампа.

Во-первых, потребовать, чтобы администрация сформулировала и разработала стратегию по созданию международной поддержки для пересмотра СВПД. Конгресс должен потребовать, чтобы Трамп получил согласие от Германии, Франции и других ключевых союзников в том, каким образом пересмотреть СВПД и обсудить другие незаконные действия Ирана, прежде чем устанавливать условия переговоров в соответствии с законодательством США.

Во-вторых, Конгресс критикует Иран за дестабилизацию Ближнего Востока и нанесение ущерба интересам США, но в июле Конгресс уже принял жесткие новые санкции, нацеленные против поддержки Ираном терроризма и его баллистической программы. Администрация Трампа еще не издала исполнительных распоряжений в отношении конкретных компаний за их нарушения. Конгресс должен оказать давление на Трампа, чтобы тот применил уже поддержанные санкции, прежде чем просить принимать новое законодательство. 

Конгресс только повысит эти риски, приняв новые законы против Ирана. Поэтому он должен взять на себя ответственность и показать администрации Трампа, что может справляться с международной дипломатией в отношении Ирана, используя инструменты, которые у него уже есть, для противодействия иранской угрозе.

2665 просмотров



Вестник Кавказа

во Вконтакте

Подписаться



Популярные