Россия предложила Таджикистану получить статус страны-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Предложение прозвучало в ходе заседания межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Таджикистаном и Россией. Душанбе выдвинул встречное предложение - расширить права трудовых мигрантов.
Россия увязывает миграционную политику в отношении Таджикистана с присоединением республики к ЕАЭС. Граждане стран-членов ЕАЭС имеют право работать в России наравне с гражданами РФ. Им также полагается пенсионное обеспечение и медицинское страхование от принимающего государства. Россия с 2014 года убеждает Таджикистан присоединиться к интеграционному объединению, обещая если не золотые горы, то многие льготы. Душанбе тихо сопротивляется, ссылаясь на необходимость изучения опыта Киргизии и Армении. По мнению таджикского эксперта Хурсанда Хуррамова, это говорит о высоком уровне скептического отношения руководства страны к ЕАЭС, которое, с одной стороны, не желает и может себе позволить испортить отношения с Москвой, с другой – дорожит своей многовекторной политикой, приносящей определенные финансово-экономические преференции.
Москва пошла на очередной шаг, смягчив свое требование и предложив Таджикистану новый статус – наблюдателя в организации. "Мы предложили на фоне двусторонней повестки Республике Таджикистан серьезно посмотреть на статус страны-наблюдателя при ЕАЭС", – сообщил журналистам первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов. По его словам, статус не подразумевает последующее постоянное членство, а также не является политическим решением. Цель предложения сугубо прагматическая – способствовать увеличению товарооборота между странами, и увязки экономик двух стран. "Мы просим таджикскую сторону к этому внимательно отнестись, поскольку вопросы фитосанитарного контроля, ветеринарного контроля, технического регулирования, стандартов – это все то, что, безусловно, ведет потом к более свободному перемещению товаров. И для нас это площадка уже ЕАЭС", – сказал Игорь Шувалов. Чиновник добавил, что существует заинтересованность России в совместном развитии с партнерами по СНГ.
Доктор экономических наук Ходжамухаммад Умаров сказал "Вестнику Кавказа", что основная часть населения Таджикистана, около 90%, выступает за то, чтобы Таджикистан стал полноправным членом ЕАЭС. "Однако определенные круги сопротивляются. Они настаивают, на том, что необходимо произвести расчеты, посмотреть насколько выгодно членство в этой организации, насколько экономические выигрыши могут превысить объемы проигрышей. Здесь кроются интересы узкого круга людей", – сказал таджикский экономист. По его словам, после присоединения Таджикистана к ЕАЭС таджикский бизнес не сможет конкурировать с российским бизнесом на территории республики, многие таджикские компании обанкротятся. "Такие опасения имеются. И такое может быть. Нормальная конкуренция через несколько лет приведет к процветанию национального бизнеса. Главное, чтобы в Таджикистане были созданы необходимые для ведения бизнеса. Сегодня Таджикистан имеет очень низкую инвестиционную привлекательность. Работать в Таджикистане сложно", – отметил Умаров.
Стоит отметить, что официальный Душанбе не самостоятелен в своем выборе. Он вынужден действовать с оглядкой на Пекин и Вашингтон. Китай является главным инвестором Таджикистана – 1,6 млрд долларов из общих 3,2 млрд долларов и кредитором – 1,2 млрд долларов. Доля Китая в экономике центральноазиатских стран самая высокая именно в Таджикистане. Предложенный Пекином формат взаимодействия – Экономический пояс шелкового пути в рамках проекта "Один пояс – один путь" с одновременным финансированием в особо затратные и сложнореализуемые проекты (инфраструктура, горнорудная отрасль) - осложняет однозначный стратегический выбор Душанбе в пользу ЕАЭС.
Таджикистан для поддержания баланса, стремится сохранить хотя бы существующий уровень взаимоотношения с ЕС и США. Официальный Вашингтон за последнее время активно сотрудничает с Душанбе в сфере безопасности и укрепления таджикско-афганской границы. Не так давно представители крупнейших американских компаний посетили Таджикистан и Киргизию, где изучали инвестиционные возможности стран Центральной Азии и возможности выхода на евразийский рынок, а через него – на российский.
Как отметил в беседе с автором таджикский эксперт, доктор юридических наук Шокир Хакимов, у России достаточно рычагов, чтобы склонить политическое руководство Таджикистана к вступлению в интеграционный союз, причем, невзирая на то, что Китай и некоторые другие игроки воздействуют на Душанбе с противоположной целью. "В последнее время поток иностранных грантов и кредитов, как европейских, так и китайских, заметно увеличился. Они не оглашаются, поскольку, скорее всего, являются рычагами воздействия на республику, с тем, чтобы Таджикистан воздержался от интеграции", – сказал Хакимов.