Вестник Кавказа

Сближение Китая с Саудовской Аравией создает стратегические возможности для Турции

"Хюрриет"
Сближение Китая с Саудовской Аравией создает стратегические возможности для Турции
© Фото: Сайт президента Турции

Саудовская Аравия и Китай договорились об увеличении поставок нефти в Пекин в ближайшие годы. Об этом стало известно в ходе визита саудовского короля Салмана ибн Абдул-Азиза Аль Сауда в Китай. О последствиях такого сотрудничества для стран региона пишет Hurriyet Daily News в статье Sino-Saudi alignment creates strategic opportunity for Turkey

Помимо экономических сделок, заключенных между Эр-Риядом и Пекином в размере $65 млрд, визит короля Салмана подтвердил зарождающееся стратегическое партнерство, развивающееся между Китаем и Саудовской Аравией, поскольку Пекин стремится обеспечить коммерческие морские маршруты вдоль китайского Морского Шелкового пути (МШП) XXI века. 

Турция в настоящее время играет незначительную роль в китайском МШП, но прогресс в стратегическом сотрудничестве между Китаем и Саудовской Аравией открывает Анкаре возможность сотрудничества с Китаем в области безопасности на море. Более 20 соглашений об инвестициях в нефтяной сектор и энергетику в значительной степени вписываются в традиционную схему сотрудничества между Китаем и Саудовской Аравией. В сфере безопасности визит короля был примечательным с точки зрения стратегического партнерства, объявленного в январе 2016 года во время визита президента Си Цзиньпина в Эр-Рияд. За три дня до приезда саудовского монарха в Пекин министерство иностранных дел Китая заявило: ”Мы считаем визит короля Салмана возможностью вывести всестороннее стратегическое партнерство между Китаем и Саудовской Аравией на более высокий уровень”. Король Салман ответил на это заявление в Пекине: ”Саудовская Аравия готова упорно работать с Китаем в целях содействия глобальному и региональному миру, безопасности и процветанию”. 

Источником растущего интереса Китая и Саудовской Аравии стало  стремление Китая создать коммерческий транспортный морской коридор между Китаем и Европой, который будет состоять из ряда портовых сооружений, построенных китайцами, простирающихся на запад через Индийский океан, через Красное море и Суэцкий канал до принадлежащего Китаю морского порта Пирей на средиземноморском побережье Греции. Вложив значительные средства в Пирей, чтобы превратить его в один из крупнейших мировых контейнерных портов, Пекин теперь владеет и управляет одним из крупнейших морских портов Европейского союза, который станет основным пунктом сбыта китайских товаров на европейские рынки в рамках МШП.

На этом фоне усилия Тегерана по расширению своей сферы влияния в Персидском заливе через коридор Аден-Красное море посредством войны против Саудовской Аравии в Йемене и Сомали, представляют собой нарушение морской безопасности, которое Китай не может терпеть. В целом Пекин сохраняет четкий баланс в отношениях с Ираном и Саудовской Аравией. В январе 2016 года Си Цзиньпин посетил Эр-Рияд и Тегеран, где согласовал 10-летнюю программу увеличения китайско-иранской двусторонней торговли до 600 миллиардов долларов. Однако во время саудовской части своей поездки китайский лидер заявил о поддержке усилий Йемена в борьбе с поддерживаемыми Ираном повстанцами-хуситами.

В апреле 2016 года Китай начал строительство своих первых зарубежных баз в Джибути, стратегически расположенном между Аденским заливом и  Красным морем. В настоящее время Саудовская Аравия завершает работу по созданию базы в дополнение к китайской военно-морской базе на 10 тыс. военнослужащих. Соглашение между Китаем и Саудовской Аравией о сотрудничестве в области производства беспилотных летательных аппаратов, подписанное во время визита короля Салмана в Пекин, служит еще одним свидетельством того, что обе страны ищут возможности стратегического сотрудничества для сдерживания иранской деятельности в коридоре Аден-Красное море.

Во время ввода в эксплуатацию в сентябре 2011 года первого военного корабля программы MILGEM, TCG Heybeliada, Реджеп Тайип Эрдоган объявил национальными интересами Турции ”пребывание в Суэцком канале, прилегающих морях, и в дальнейшем -  выход в Индийский океан”. В декабре 2015 года Эрдоган выдвинул стратегический план присутствия Турции в этой морской области, обеспечив создание турецкой базы в Катаре и совместного турецко-саудовского Совета стратегического сотрудничества. С учетом китайско-саудовской ориентации в коридоре Аден-Красное море, Турция имеет возможность вовлечь Китай в морское сотрудничество для содействия стабильности в регионе. 

 

21715 просмотров