Вестник Кавказа

Русский язык в Армении

Сусанна Петросян, Ереван
Русский язык в Армении
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

События вокруг вступления Армении в Таможенный союз и в Евразийский экономический союз, также как и все вопросы, связанные с развитием армяно-российских отношений находятся в центре внимания армянской политической и экономической элит и общества в силу особой важности России для Армении. При этом на фоне динамично развивающегося военно-политического и торгово-экономического сотрудничества между двумя странами относительно слабо выражена культурно-образовательная составляющая. Несмотря на то, что нынешний уровень отношений в этой важнейшей сфере вполне удовлетворительный, тем не менее, он далек от существующего огромного потенциала. Возможно, именно этот вакуум стал причиной того, что время от времени актуализируется в Армении проблема русского языка.

Многие из тех, кто считает себя вправе говорить на эту важную и одновременно болезненную тему (в обеих странах и больше в России) не вполне адекватно воспринимают сложившуюся ситуацию. Для правильной ее оценки и выработки эффективных мер в вопросе развития русского языка в Армении надо в первую очередь верно оценить объективную реальную, а не использовать какие-то виртуальные подходы, которые не только помешают развитию русского языка, но и нанесут существенный вред армяно-российским отношениям.

Объективная реальность состоит в том, что развал Советского Союза не только разрушил экономические связи, но и затронул такую тонкую область как единое культурное и языковое пространство. Коренное изменение политической, а затем и экономической ситуации не могло не сказаться на едином языковом пространстве и соответственно на роли русского языка. Построение языковой политики в Армении после обретения независимости стало естественным отражением новых политических реалий, подкрепленных таким ключевым фактором как мононациональный состав населения.

По данным последней переписи населения 2011 года, армяне составляют 97,89%, а на долю национальных меньшинств приходится лишь 2,11%, из которых русские составляют 0,4% или 11911 человек. Число русских, также как и число езидов (езиды - самая большая национальная группа в Армении), и представителей других национальных меньшинств значительно сократилось за последние 25 лет. Так, еще в 1989 году в Армении проживало 51555 русских или 1,6% населения (правда, часть из них была из семей военнослужащих). Среди основных причин оттока русских: спитакское землетрясение, карабахская война, энергетический кризис. В некоторых случаях причиной отъезда русских из Армении, наряду с социально-экономическими проблемами, стала и невозможность в первые годы после обретения Арменией независимости получения высшего образования на русском языке. Сегодня эта возможность существует - с 1997 года в Ереване действует Армяно-российский (Славянский) университет.

Выше уже говорилось, что важнейшим фактором, который лежит в основе новой языковой политики, является мононациональный состав населения. В 1990 году правительство Армении приняло решение о закрытии русских школ и введении обязательного образования на армянском языке для этнических армян. Право получения образования на русском языке было предоставлено лишь представителям национальных меньшинств и детям от смешанных браков. Небольшое количество русских, украинцев, ассирийцев и прочих учится сегодня в так называемых русских классах, которые работают в рамках 42 общеобразовательных школах по всей территории Армении. В этих же школах учатся и граждане России. Езиды, как правило, посещают армянские школы. И в советское время, и сейчас живущие в Армении русские, в отличие, например от прибалтов, всегда хорошо владели армянским языком. Проблемы незнания русскими или нежелания ими учить армянский язык не было никогда, хотя русские, также как и представители других нацменьшинств, обладали правом свободного выбора в этом вопросе.

Новые условия внесли ощутимые корректировки, сократив сферу применения русского языка, что вполне естественно для государства, в котором свыше 98% составляют армяне. С другой стороны, снизился уровень владения русским языком. Последнее обстоятельство вызывает неадекватную и необоснованно нервную реакцию у некоторых российских чиновников и экспертов, выступающих с необдуманными заявлениями о необходимости придания русскому языку статуса второго государственного в Армении, чего не было даже в советское время. Другие "эксперты" из Москвы уверены, что русскому языку необходимо придать статус языка межнационального общения. Видимо, последние полагают, что армяне и езиды должны говорить между собой на русском языке. Подобные подходы с учетом консервативной языковой политики таких малых народов как армяне, которые считают родной язык важнейшим элементом сохранения национальной идентичности, заведомо обречены на провал.

Если эти подходы логичны в случае с такими странами как Украина, где почти 25% населения считают себя либо русскими, либо русскоязычными, как Казахстан, где представители русской национальности составляют порядка 23% или Киргизия, где русские являются третьим по численности этносом, то в случае с Арменией это лишено практически всякого основания.

Между тем, даже на базе отведенных для преподавания русского языка часов в средней и старшей школе, вполне реально предпринять шаги, направленные на развитие русского языка и при этом никоим образом не ущемляющие национальных чувств армян. Большие возможности для развития русского языка в Армении существуют и в контексте популяризации одной из богатейших культур мира - русской. Ключевым и определяющим в этом вопросе является именно взаимная выгода как для России, которой необходимо сохранить свое влияние в Армении, так и для самой Армении, население которой получит возможность повысить уровень владения одним из наиболее распространенных и популярных сегодня в мире языков.

24365 просмотров

Видео

Все видео


реклама