Вестник Кавказа

Промышленно-технологические кластеры Каспия в коридоре "Север-Юг"

Александр Караваев
Промышленно-технологические кластеры Каспия в коридоре "Север-Юг"

Глобальные транспортные коридоры носят взаимодополняемый, сопряженный характер. Объективная реальность такова, что невозможно отстраивать одно направление, исключая из планирования связность на других маршрутах. Об этом в своих выступлениях говорили Владимир Путин и Ильхам Алиев на саммите китайского интеграционного проекта "Один пояс, Один путь", указывая на успехи развития артерии МТК "Север-Юг" (МТК СЮ).

Оба проекта, фактически сопряженные, без необходимости подписывать какие-то специальные соглашения - "Пояс - путь" и "Север-Юг" проходят через пространство ЕАЭС, ЗСТ СНГ, ЗСТ ЕС+. Понимая рентабельность, госкорпорации на территории стран участников на практике могут использовать все сложившиеся форматы торговли, порты, хабы и интервидовые соединения для формирования крупных промышленных кластеров и различных форм глубокой кооперации, фактически усиливающих общее экономическое пространство Евразии.

Уже сейчас заметно, что стратегии регионального развития промышленности и транспорта каспийской пятерки исходят из необходимости стыковок регионального, межгосударственного уровня. В частности, если брать Азербайджан и Россию, то роль определяющих документов выполняют межгосударственные "дорожные карты" подписанные в 2018 году, которые опираются в России на Стратегию пространственного развития РФ до 2025 года и План развития магистральной инфраструктуры до 2025 года, а в Азербайджане на Стратегические дорожные карты по национальной экономике и основным секторам, а также пятилетние Программы социально-экономического развития регионов.

Показательно, что подписанные в Пекине азербайджано-китайские документы доказывают именно сопряженный характер проектов. Завод по производству шин на территории Сумгайытского химического промышленного парка мы уже рассматривали как проект в рамках автомобильных кластеров Азербайджана, с участием России и Беларуси, влияющих на общий потенциал каспийской экономики (См. "Вестник Кавказа" "Азербайджанский автопром"). Новые аграрные инвестиции КНР (комплекс теплиц на площади 300 гектаров в Кюрдемирском районе, создание агрологистических промпарков в Губе, Хачмазе и Гейчае) будут двигателем азербайджанского экспорта в значительной степени на российском направлении. Таким образом, как указывают китайские коллеги, инвестиции в рамках "Пояса-пути" влияют на все направления.

Действительно, это видно в экономиках членов ЕАЭС, когда мы переходим на уровень более масштабных проектов, показывающих свою зависимость от КНР: по сути, глобальный Восток и океанский Юго-Восток становятся пока единственным направлением развития трансрегиональной интеграции центральной и южной части постсоветского пространства. Европа для ЕАЭС отрезана, границы данных экономических блоков, по сути проходят по западной и кавказской части постсоветского пространства, по странам, ставшим участниками расширенной зоны свободной торговли с Евросоюзом. Преимуществами здесь будут обладать те, кто сумеет выстроить сбалансированные отношения в обоих направлениях. Азербайджан в данном случае уже не редкое исключение. Свои приемлемые ниши в этом балансе обнаружили как Грузия, так и Армения. Характерно, что Китай, все более активно играя на поле, где почти полными преимуществами до недавнего времени обладали Россия и ЕС, становится фактически субъектом интеграции, благодаря двусторонним соглашениям о свободной торговле с каждым государством кавказской тройки.

Возвращаясь к коммуникациям, стоит сказать, что влияние КНР заметно и на развитии МТК "Север-Юг" - зависимость объема и стоимости грузопотока коридора от объема торговли Китая с ЕС. Интересно, даже чисто символически, это впечатление усиливается тем, что о саммите "Север-Юг" (Россия-Азербайджан-Иран), запланированном на август этого года, сообщили именно в Пекине в ходе мероприятий "Пояса - пути". При этом, главный двигатель МТК СЮ - растущая экономика Индии - пока не охвачен подобными крупными форумами.

Новые точки роста

Одно из решений заполнения транспортного коридора грузами - региональное массовое производство товаров, вдоль основных транспортных артерий с выводом на соседние и более дальние внешние рынки. Наиболее концентрированная зона приграничного экономического взаимодействия вдоль МТК СЮ и одновременно зона пересечения с коридорами "Пояса-Пути" находится в регионе Каспия. Здесь может быть сформирована удачная территориальная экспозиция нескольких растущих экономических кластеров, в значительной степени сконцентрированных в свободных экономических зонах (формат СЭЗ и ОЭЗ) и производственно-индустриальных промышленных парках каспийской пятерки. Конечно, такой подход будет стимулировать совместный переход от сырьевой к более полиморфной, отчасти даже венчурной экономике.

Мировая история показывает, что большинство точек роста возникает благодаря созданию логистических узлов на пересечении транспортных артерий. Их стратегическое планирование называется "коридорное моделирование": появление транспортного коридора притягивает бизнес, который подтягивается к нему поближе, чтобы воспользоваться преимуществами "канала". Исследование российских экспертов в рамках подготовки Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года показало 27 полюсов потенциального роста, включая городские агломерации, зоны ресурсного освоения, сельскохозяйственные и другие узкоспециализированные территории - за последние пять лет они обеспечили две трети экономического роста страны.

Речь не о федеральных регионах (областях), а о территориях с разными границами - где-то более дробными и вытянутыми вдоль коммуникаций, где-то полностью совпадающими с административным центром, у каждой из которых свои особенности и своя структура экономики. К примеру, город Махачкала вносит такой же вклад в экономический рост страны, как и Новосибирск, - 2,1%. До сих пор мало кто причислял города Северного Кавказа к экономическим тяжеловесам, к ним прилип ярлык "дотационных", а оказалось, что это далеко не так. В Махачкале самые быстрые темпы урбанизации среди крупных российских городов, происходит ускоренное развитие новых производств и сферы услуг.

Примеры подобной локализации вдоль МТК СЮ - от аграрного до нефтехимического производства есть в Азербайджане (Сумгаитский технопарк, Шамкирский агропарк), в Казахстане (СЭЗ "Технопарк Атырау", СЭЗ "Порт Актау", СЭЗ "Отустик" по производству текстильных и ковровых изделий), в России (ОЭЗ "Лотос" в пригороде Астрахани, а также потенциально связные с Каспием на трафике МТК СЮ два успешных проекта в Татарстане - промышленная ОЭЗ "Алабуга" и технологическая ОЭЗ "Иннополис"). Благодаря развитию фитинговых (контейнерных) и трансмодальных перевозок, каспийские СЭЗ можно объединить в большие транспортно-промышленные кластеры, с выводом их продукции на мировой рынок на каналам МТК СЮ. Подобная архитектура потенциально может создать мультипликативный эффект для экономик каспийской пятерки.

Детализация кластеров

Имеет смысл описать ряд отраслевых "группировок", потенциально перспективных с точки зрения создания крупных взаимосвязанных промкластеров.

- полимерно-пропиленновое производство.

Свободные зоны в области нефтехимии на Каспии имеют примерно одинаковые технико-экономические параметры: от одного до трех головных предприятий в виде НПЗ-ГПЗ, и веерной группы порядка 20-30-40 "малых" предприятий переработки сырья до уровня готовой продукции. Обычно общий объем инвестиций в сеть производств готовых товаров отдельным СЭЗ колеблется в районе $800 млн - $1,2 млрд, не считая стоимости головных предприятий. Проекты развития разрабатываются на десятилетия (ОЭЗ "Лотос" рассчитан на 49 лет). Рассмотрим, как выглядят существующие комплексы. 

Россия

Головные субъекты производства полипропилена: "Лукойл" - завод "Ставролен" в Буденновске и будущие предприятия в Каспийске согласно "Стратегии развития нефтехимического комплекса РФ на период до 2030 года".

Казахстан

Цепочка предприятий СЭЗ "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк" (НИНТ) в регионе Атырау - Карабатан, Тенгиз и сам город Атырау. Установки НПЗ в поселке Карабатан производят базовую продукцию первого уровня (полиэтилен, полипропилен, бутадиен). На участке Тенгиз будет функционировать газосепарационная установка. В технопарке "НИНТ" в Атырау предусмотрено строительство сети из 30-40 предприятий малого и среднего бизнеса по выпуску конечной продукции.

Туркмения

Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих газохимических заводов - основной производитель полимерного сырья. Данное предприятие в 2017 году стало лидером по поставкам полипропилена на российский рынок. Совокупно на долю поставок из Туркмении и Узбекистана в 2016-2017 году пришлось порядка 60% ввозимого на рынок России полипропилена.

Азербайджан

Предприятия SOCAR Polymer. Основной продукт - полиэфирное волокно на двух предприятиях Мингячевирского промышленного парка (первое было запущено в 2017 году). В рамках стратегии развития промышленного парка запланировано создание девяти фабрик по производству товаров легкой промышленности, в том числе пряжи, красок, обуви, медицинской косметики, носочной, ткацкой и швейной фабрик, на которых потребуется использование полимерного волокна и нитей. Всего в Азербайджане по разным направлениям деятельности около 60 резидентов в промышленных парках с инвестициями $3,3 млрд.

Почему именно нефтехимия может стать катализатором развития МТК СЮ?

Полипропилен в виде гранул используют для изготовления огромного спектра пластиковых изделий - он является третьим уровнем технологического передела углеводородного сырья (как из нефти, так из газа, хотя основа производства в основном - природный газ). Для получения готовой потребительской продукции требуется следующий, четвертый уровень, в виде сети малых (малотоннажных) производств: собственно создание полимерных изделий. Этот процесс выходит за рамки нефтехимии, перемещаясь в область машиностроения, производства строительных материалов, упаковочных изделий для пищевой и медицинской промышленности.

Свыше 40% малотоннажных производств стран каспийской пятерки на сегодняшний день работает на импортном сырье - к примеру порядка 50 % сырья для выпуска напорных полипропиленовых труб и фитингов ввозится из-за границы. В России около 169 тыс. километров труб ЖКХ требует замены. Это почти четыре окружности планеты Земля. Среди рекордсменов в плане износа старых водо-канализационных коммуникаций Москва - 56%, Кызыл - 91,5%, Саратов - 81,6%, Нижний Новгород - 72,9%, Тула - 72,9%, Красноярск - 71,5%, Мурманск - 71,3%, Астрахань - 70,1%. Почти все крупные города имеет износ близкий к 70%.

Стимулом для полипропиленового производства является рост автодорожного и строительного рынка. В рамках взаимодействия текстильной и химической промышленности производятся тканые и нетканые полимерные материалы различного назначения в дорожном строительстве: укрепление обочин и водостоков. В сфере аграрной промышленности, один из примеров использования полимеров в ОЭЗ "Лотос" - проект по производству труб капельного орошения с использованием биоразлагаемых материалов. Использование данного вида сырья для производства трубок капельного орошения является уникальным для России, позволяя не извлекать трубки, отработавшие свой срок в конце сельскохозяйственного сезона, а также снизить экологическое воздействие на сельскохозяйственные земли за счет уменьшения содержания полимера в плодородном слое. Ресурс этого рынка, с точки зрения развития аграрного производства в засушливых условиях Каспия, Центральной Азии, Ближнего Востока, просто огромный. 

Таким образом, наличие сети производств полимерных синтетических волокон формирует базу для развития производств в целом ряде смежных отраслей: коммуникации ЖКХ, производство бытовой электротехники, автомобилестроение, энергетическая, химическая, машиностроительная, текстильная и пищевая промышленность.

Прирост мощностей вдоль основных коммуникаций "Север-Юг" даст потенциальную возможность превращать эти кластеры в значимые центры промышленного развития в мировом масштабе. Глобальное производство полипропилена имеет выраженную восходящую тенденцию, по состоянию на 2017 год ежегодный прирост составлял в среднем 5,6%, а общий объем мирового выпуска достиг 70 млн тонн. Лидерами являются компании - Basell (около 11% мирового объема выпуска) и BP (около 6% рыночной доли). Российские производители пока не входят в ТОП-10 мировых лидеров по контролю рынка, при этом потребление полипропиленов в странах Каспия, включая РФ, держится на уровне примерно 7-8 кг на человека. Для сравнения, в Турции потребление на одного человека составляет больше 25 килограммов. В Центральной и Западной Европе цифры еще более показательны - около 15-20 кг на человека в год. Индия и страны Ближнего Востока, также являются потенциальным рынком для каспийского полипропилена. 

- агропром и биоземледелие

Поставки аграрной продукции являются традиционным наполнением автодорожных коммуникаций объединенных проектом МТК СЮ.

Импорт в Россию 2018 группы товаров "продукты растительного происхождения" (справка Росстата):

Из Азербайджана - $280 млн, общим весом 304 тыс. тонн. В основном позиции "овощи" (65%), "фрукты и орехи" (34%).

Из Ирана - $245 млн, общим весом 220 тыс. тонн. В основном "фрукты и орехи" (55%), "овощи" (44%).

Из Индии - $225 млн, общим весом 157 тыс. тонн. В основном "кофе, чай и пряности" (39%), "фрукты и орехи" (21%).

Из Узбекистана - $87,9 млн, общим весом 114 тыс. тонн. В основном "фрукты и орехи" (51%), "овощи" (45%).

Из Казахстана - $81,7 млн, общим весом 280 тыс. тонн. В основном "злаки" (30%), "овощи" (26%).

Аграрное наполнение железнодорожной коммуникаций МТК СЮ преимущественно осуществляется за счет экспорта российского и казахстанского зерна в Иран (отгрузка из РФ в Иран в 2018 году - $273 млн, общим весом 1467 тыс. тонн), а также российского сахара в Центральную Азию (основной покупатель Узбекистан). Российский аграрный экспорт в Индию незначителен ($27,4 млн, общим весом 129 тыс. тонн) и ограничен в основном овощами. Однако в целом южное направление для российского аграрного экспорта достаточно значимо: Турция, Вьетнам, Иран, Судан, Саудовская Аравия, "выбирают" до 28% российского аграрного экспорта.

В тоже время южное направление аграрного импорта в РФ является для российского рынка вторым по значимости. Если рассмотреть географическую структуру по странам, то после лидеров - Эквадора, Китая, Турции и Египта, одной линией следуют участники МТК СЮ - Азербайджан, Иран, Беларусь, Индия. Они распределены с 5 по 10 место (в этом аспекте Индия для РФ является партнером №10 с долей 3,2% от общего импорта). Кроме того, в виду сбоя в оценках роста российской отрасли (корректировка Росстата роста сельхозпроизводства в 2012-17 гг. с 20,7%, до 8,7%.) - опора на импорт ряда продукции из стран МТК СЮ будет по-прежнему необходима с учетом климатической специфики.

Улучшение логистики в коридоре "Север-Юг" может заметно нарастить присутствие компаний этих стран на российском рынке, а также возможности России по экспорту из Краснодарского края, Ставрополья и Ростовской области, которая в 2018 году вышла в лидеры по производству готовой пищевой продукции.

Одним из механизмов прироста торговли может явиться соединение десятков региональных агропарков с сетью оптово-распределительных центров (ОРЦ). В частности, есть пример подобного государственно-частного партнерства между Россией и Азербайджаном, Россией и Казахстаном. Также подобная программа планируется с Узбекистаном.

Серьезные перспективы в наращивании производства связаны с применением российских биотехнолигий для улучшения качества каспийских почв. От 40% до 60% сельхоз земель в странах каспийской пятерки не используется в связи с деградациями почв, вызванных избытком применения химических удобрений. В целом региональный рынок биологических средств защиты растений и почв (на основе гумуса и торфа) прирастает до 30% в год.

В сценарии синхронного развития агрокластеров МТК СЮ необходимы постоянные консультации на уровне Министерств сельского хозяйства стран региона по теме применения новых информационных и природосберегающих технологий в агропроизводстве (составление электронных карт износа и кадастровой принадлежности земель, механизмы дистанционного мониторинга, внедрения элементов цифрового сельского хозяйства и т.д.), а также по способам интеграции в глобальные стоимостные цепочки и рынки конченой продукции.

В конечном счете это приведет к заметном приросту доли сегмента в общем товаропотоке МТК СЮ. Один из обсуждаемых перспективных проектов "АгроФинМост" - комплексные инвестиции в каспийские агрокластеры странами Персидского залива.

По оценке НИУ ВШЭ, суммарные инвестиции в проект могут достигать $10 млрд. Суть проекта заключается в создании организационно-правовой платформы для привлечения исламских инвестиций в агропродовольственный сектор в соответствии с конструкциями исламского права (фикха). Технологическая база (производство удобрений) уже сформирована предприятием "Аммоний" (создано в Татарстане в 2016 году на базе активов Новоменделеевского химического завода). Основными акционерами являются "Татаммоний" (52,9%), ВЭБ (22,8%) и Инвестиционно-венчурный фонд Татарстана (24,3%). Стоимость проекта в 2015 году составляла около $2 млрд, большую часть которых ВЭБ привлек у японских банков.

- автомобильная промышленность

Достаточно развернуто, характеристики автопрома каспийских стран были даны в моем обзоре "Азербайджанский автопром". В нескольких моментах вернемся к этой теме. 

Понятно, в самом тезисе, что автопром может стать одним из локомотивов роста МТК СЮ, много дискуссионного. Проблема, прежде всего, с давлением глобального автопрома и высокой степенью государственных дотаций, необходимых для развития автокластеров. Но, с другой стороны, фактическое развитие отрасли и объемы местного рынка говорят о том, что данный сегмент может быть в ряду "якорных" проектов МТК СЮ. Так, в 2000-е, большинство контейнерных поездов соединявшие восток и запад России (Брест и Находку) было направлено на центры автосборки РФ и СНГ. Это такие поезда, как Находка-Восточная - Абылык (Узбекистан), Брест-Калуга-Нижний Новгород, Млада-Болеслав - Брест - Усть-Каменогорск (Казахстан).

Для промышленных линий МТК СЮ это достаточно новый сюжет. Тем не менее рост сегмента очевиден. Масштаб азербайджанского производства пока не покрывает и 5% местного рынка. По итогам 2018 года, из-за рубежа было импортировано 28,876 тыс. единиц транспортных средств (стоимостью $641,7 млн, на 52% больше в сравнении с 2017 годом). По данным "КазАвтоПрома", в течение 2018 года официальными дилерами было реализовано 57,9 тыс. автомобилей, что на 24,9% выше результата годичной давности. Из них местного производства и импортных моделей почти поровну: 51,1% - импорт, 48,9% - около 30 тыс. единиц - модели казахстанской автосборки остановили выбор на продукции казахстанских автозаводов. Рост производства (по официальным данным 78,8%).

Один из важнейших проектов кооперации, напрямую связанный с перспективами МТК СЮ, - завод в Гаджигабульском промышленном квартале на котором будет собираться линейка 12 видов современных малотоннажных российских грузовиков "Группы ГАЗ", выпуск которых намечен на второе полугодие 2020 года. При этом аналитики "Группы ГАЗ" подчеркивают, что завод будет нацелен на экспорт в третьи страны: Ближний Восток, Турция, Иран.

Ближайшие десятилетия перспективы роста каспийских автокластеров будут связаны с производством беспилотной техники: автомобилей спецтранспорта, сельхозтехники и т.д.  В России данную тему продвигает холдинг, создаваемый компаниями Cognitive Technologies с производителем агротехники "Ростсельмаш" и агрохолдингом "Союз-Агро" на базе ОЭЗ "Иннополис". Также в гонку давно включились белорусские производители - Госуниверситет информатики и радиоэлектроники (БГУИР) еще в 2015 создал из малого трактора "Белорус-132" робота, способного тушить пожары, опрыскивать поля, выполнять другую работу. Все возрастающую роль играет кооперация китайских технологий, белорусских автопроизводителей и азербайджанской сборки. Значительную роль в данном сегменте может сыграть предприятие "МАЗ-Вейчай", созданное в белорусском индустриальном парке "Великий Камень".

Промежуточный итог: фактор трудовых ресурсов

Естественно, что тема промышленно-технологических кластеров вдоль МТК "Север-Юг" требует постоянного мониторинга и анализа перспектив. Подводя итоги этому обзору, упомянем одну из базовых связок регионального прогресса - образование и политическая стабильность. Промышленно-технологическое развитие напрямую влияет на качество стабильности и безопасности общества. Взаимосвязанный комплекс систем можно представить таким образом: образование (обучение опыту духовного постижения мира поверх религиозных догм) - рынок труда (усиление инженерных профессий, специалистов цифровой экономики, здравоохранения, услуг и туризма) - экономическое развитие (увеличение числа проектов в госкомпаниях и рост частного сектора).

Сбалансированные связи в этой макросистеме и наличие массы проектов реализации для молодежи (регион Прикаспия и Средней Азии один из самых молодых в демографическом плане) должны снизить число неудовлетворенной молодежи, привлечь на региональные рынки труда, убирать почву для экстремизма. Таким образом, развитие технологических кластеров в регионе Каспия для граждан стран пятерки должно рассматриваться как властями, так и обществом в целом в ряду возможностей полноценной реализации личности.

29585 просмотров