Убийство российским военным семьи Аветисян в Гюмри не сыграло роль детонатора в российско-армянских отношениях. Ситуацию удалось удержать. Но армянские НПО, финансируемые Западом, все эти дни прилагали большие усилия, чтобы придать трагедии антрироссийский смысл. Получалось, что за дезертира Пермякова ответственность должна нести вся Россия. На акции протеста в Ереване около резиденции президента страны была попытка сжечь российский флаг, появился лозунг «Или армянский суд, или вон из Армении». В армянской прессе запестрели антироссийские заявления. Еще не были известны обстоятельства убийства, но бывший глава СНБ Давид Шахназарян уже высказался в прессе о том, что «российские власти обязаны официально попросить прощения у армянского народа и властей» Армении».
В первые дни после трагедии не мог взять ситуацию под контроль и президент Армении Серж Саргсян. Оппозиция обвинила его в том, что он действует под диктовку Кремля. Например, писатель Левон Джавахян заявил обреченно журналистам: «Мы под сапогом русских». Тут же Саргсяна обвинили в том, что он в последнее время напоминает экс-президента Януковича в дни начала майдана. Более того, прозападные общественные силы Армении отметили, что Саргсян пошел дальше Януковича, приведя страну в Евразийский союз, таким образом отбросив Армению от Европы. Убитую в Гюмри семью Аветисянов уже стали сравнивать с киевской Небесной сотней, а акции протеста в Ереване и Гюмри - с майданом. В оппозиционных СМИ появился термин «армянская весна».
Оппозиция вновь заговорила, что Москва делает ставку на властную элиту страны, не вникая в заботы общества, не работая с оппозицией, с которой, между тем, очень много времени проводят американские дипломаты. Опора на властный клан в государстве – это уже устоявшаяся внешнеполитическая практика Кремля. Применяется она и в отношении северокавказских республик, но внутри государства эту концепцию реализовать гораздо проще. В независимых государствах Москве приходится конкурировать с другими мировыми центрами. Кремль задабривает власть и забывает про народ, для работы с которым Запад создает многочисленные НПО. Но украинский опыт показал, что власть выгнать из страны, в отличие от народа, возможно в довольно быстрые сроки. Основа подобного недовольства создана самими же властями Армении. Это самая бедная страна на Южном Кавказе. Только по официальным данным, за чертой бедности здесь живет 35% населения. По данным Всемирного банка, уровень жизни в Армении сравним с Афганистаном, Киргизией, Косово, Монголией и Бангладеш. В конце прошлого года американская исследовательская организация «CATO» опубликовала доклад об уровне бедности в мире, согласно которому Армения попала в десятку самых бедных стран. Безработица в стране имеет очень высокий уровень – почти 18% активного населения не у дел, только по официальным данным. С таким обнищавшим народом циничный Запад может сделать все, что захочет в процессе реализации своих планов в регионе.
Эксперты в Москве и в Ереване размышляют над тем, как можно исправить ситуацию. Говорят об испытанном методе работы с обществом посредством НПО. Но у российских властей есть козырь посильнее, чем неправительственные организации – более миллиона проживающих в России армян. Благодаря их денежным перечислениям многие родственники и близкие выживают на родине. Они могли бы стать источником пророссийского влияния, однако Москва пока не спешит использовать этот резерв.
Российским властям не хватает знаний о Южном Кавказе, такое мнение доводится слышать от некоторых экспертов. Нужны серьезные аналитические структуры в виде институтов, которые бы имели доскональную информацию о процессах на взрывоопасном Кавказе. Они должны изучать социально-экономическую ситуацию в регионе, знать, в чем заключаются особенности жизни в Гюмри от, например, особенностей жизни в Раздане. В Москве должны четко в цифрах представлять, какие издержки для жизни в Армении имеет неурегулированное карабахское противостояние, какие средства намерен вложить Баку в развитие этих территорий, при существенных политических подвижках. Когда российские власти будут владеть доскональной информацией о жизни людей в Грузии, Армении и Азербайджане, а не только о настроениях властных элит, политические решения будут приниматься более своевременно и компетентно. Поскольку возможный новый кризис на Южном Кавказе, при раскручиваемом маховике конфликта на Украине, Россия может не выдержать.
На этот раз все обошлось. Кардинально армяно-российским отношениям, а, значит, и Евразийскому экономическому союзу, сегодня ничего не угрожает. Но гюмринский урок очень жесток и опасен – это сигнал Москве, чтобы пересмотреть свою южнокавказскую политику.