Вестник Кавказа

Одноэтажная Абхазия-1

Спартак Жидков, Абхазия
В декабре 2012 года в Абхазии возник конфликт, начало которому положило выступление группы горожан против строительства многоэтажного здания в Синопе, самом восточном районе абхазской столицы. Синоп – один из наиболее привлекательных для проживания районов Сухума, синопский пляж считается лучшим в городе. Первоначально протест местных жителей был направлен против чересчур шумной и грязной стройки, но эти разрозненные выступления быстро переросли в полемику общереспубликанского уровня. Ее главное содержание: можно ли вообще допустить строительство домов-гигантов на улицах маленькой столицы – или следует ввести законодательный запрет на их возведение?

Особенность конфликта заключается в том, что на этот раз он развивается не по привычной схеме «оппозиция против власти», а по принципиально новой: «общественность против бизнесменов». И этот вопрос приобретает особую остроту в связи с тем, что именно в последние годы, после признания Москвой независимости Абхазии, в ее городах началось активное строительство. Восстановление республики в широких масштабах откладывалось много лет. Теперь, когда Абхазия получила гарантию независимости, в страну мало-помалу потянулись инвесторы, и сам по себе этот факт только радует. Но перспектива строительства больших домов, которые грозят нарушить привычную панораму города, оказалась очень болезненной.

Кампанию против застройки города высотными зданиями инициировала сухумская общественница, журналистка Надежда Венедиктова. В декабре–январе она опубликовала в интернете серию статей, основным содержанием которых является предупреждение о негативных последствиях превращения Сухума из «одноэтажного» города со своим неповторимым колоритом в безликий миниатюрный мегаполис. Ее сразу же поддержал целый ряд абхазских НПО, начался сбор подписей с обращением к мэру города, Общественная палата накануне Нового года провела расширенное заседание с участием городских властей, городского собрания, Союза художников и т.д. «Многоэтажки уже давно не являются признаком удачного развития, – пишет Венедиктова, – развитые страны уже переболели этим увлечением и поняли, что лучше жить в естественной среде обитания, ближе к земле и зелени… Жить в малоэтажном доме – это роскошь, которая недоступна многим и за которую во всем мире платят очень дорого. Зачем мы должны лишать себя этой роскоши добровольно?»

Для сухумской интеллигенции эта кампания в какой-то мере стала делом чести. В сентябре 2012 года скоропостижно скончался один из главных специалистов по архитектуре Сухума, начальник госуправления по охране историко-культурного наследия Анзор Агумаа, ревностный защитник памятников старины, знаток археологии и истории. Кампания по защите «одноэтажного Сухума» стала для его единомышленников своеобразным способом почтить его память и защитить дело всей его жизни. Сказать, что защита архитектурных памятников Сухума актуальна – значит ничего не сказать. Город с 2500-летней историей двадцать лет назад жестоко пострадал в уличных боях, но по-прежнему остается одной из главных достопримечательностей Абхазии. Его ценность и привлекательность для туристов трудно переоценить.

Однако, чтобы понять всю сложность вопроса, мало привести аргументы обеих сторон. Надо понять, в каком состоянии столица Абхазии пребывала последние двадцать лет.

Хотя в период грузино-абхазской войны 1992-1993 годов за город пять раз шли ожесточенные бои, они разворачивались почти исключительно в окрестных горах и селениях. В самом городе бой фактически шел лишь одну неделю – во время решающего сражения в сентябре 1993 года. Поэтому в историческом центре города остались нетронутыми или почти нетронутыми многие здания. Самый большой ущерб был нанесен Новому району – северо-западной части Сухума. Новый район был построен, как очевидно из названия, позже всех остальных, именно он оказался «заставлен» многоэтажными зданиями, многие из них выгорели во время боев и остались нежилыми – лишь часть была восстановлена в последние годы. Новый район с его панельными «коробками» долгие годы напоминал Гарлем и представлял собой резкий контраст с прибрежной частью города, где преобладали одно- или двухэтажные домики. Впрочем, если вблизи от берега и возводились многоэтажные жилые здания, их размещали так искусно, что они почти не выделялись на общем фоне, утопая в густых кронах деревьев. Вообще, архитекторы советского периода обладали хорошим вкусом, благодаря их усилиям старинные особняки органично сочетались с современными домами. Каждая улица в центре города засаживалась определенным видом деревьев – на одной улице преобладали магнолии, на второй – пальмы, на третьей – олеандры и т.д. Многочисленные парки, бульвары и клумбы дополняли картину. Здания в девять и даже в двенадцать этажей не портили общий вид именно потому, что стояли не в самом центре и на значительном расстоянии друг от друга. Таким образом, массовое строительство многоэтажек практиковалось только на окраинах Сухума. Новому району до недавнего времени уделялось крайне мало внимания, цены на квартиры после войны здесь оказались самыми низкими. По тому же принципу различались Старая и Новая Гагра: недвижимость в старых кварталах, вытянувшихся узкой ленточкой между горами и морем, считалась гораздо более престижной, чем в панельных новостройках на окраине.

В первые послевоенные годы жители Гагры, Сухума, Очамчиры и других населенных пунктов, затронутых войной, привыкли к жизни в окружении развалин, которые постепенно зарастали кустарником и плющом. Некоторые из полуразрушенных домов были отстроены (иные через 10-15 лет после войны) и превратились в отели, магазины, бизнес-центры, жилые дома. Другие были снесены как не подлежащие восстановлению, на их месте оставались пустыри, хозяева которых терпеливо ждали, когда же начнется строительный бум. Однако сложное международное положение Абхазии не способствовало наплыву инвесторов, по той же причине и местные бизнесмены не решались рисковать капиталами. Между тем разрушенные здания превращались в свалки, служили приютом для бродяг или отхожими местами, под ними лопались трубы, заливая прилегающие улицы. Неудивительно, что это зрелище шокировало туристов, а горожане жили надеждой на перемены, которые помогут городу избавиться от последствий войны. Именно по этим причинам значительная часть сухумчан не только мирилась с появлением новостроек, даже не соответствующих стилю города, но и приветствовала эти перемены, расценивая их как возвращение в цивилизацию.

Продолжение следует
24480 просмотров