Вестник Кавказа

Новый транспортный коридор "Каспийское море – Черное море" становится реальностью

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"
Новый транспортный коридор "Каспийское море – Черное море" становится реальностью
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

В Ашхабаде 24 октября начала работу четырехсторонняя экспертная встреча по проекту Международного транспортного коридора "Каспийское море – Черное море" (МТК-КМЧМ) при участии высоких представителей Азербайджана, Грузии, Румынии и Туркменистана, а также Контактного Бюро ЕС, сообщает пресс-служба туркменского МИД. Новый транспортный маршрут создается на базе Транскаспийского и Лазуритового коридоров.

Инициатором создания нового транспортного маршрута стали Румыния и Туркменистан. Обе страны имеют новейшие мультимодальные порты, которые по большому счету простаивают. "Румыния должна использовать все возможности для превращения своего черноморского порта Констанца в одно из важных звеньев транспортно-транзитного коридора, соединяющего Каспийское и Черное моря", – заявила на первой встрече, которая состоялась минувшим летом в Туркменбаши госсекретарь румынского МИД Мария Магдалена Григоре. По ее словам, что Констанца должна стать пунктом перевалки в ЕС грузов, транспортируемых из туркменского порта Туркменбаши, а также из Казахстана и Узбекистана в контексте обеспечения доступа товаров из Туркменистана и других центральноазиатских стран на европейские рынки.

Для Туркменистана это предложение более чем заманчивое. Ашхабад уже давно изучает возможность транспортировки грузов, в том числе сжиженного газа в Констанцу. Маршрут поставок предполагает использование спецконтейнеров и пролегает через Каспий в Баку (Азербайджан), далее железнодорожным транспортом в Батуми или Поти (Грузия, Черноморский регион) и оттуда морем в Румынию.

Напомним, что в начале мая 2018 года в прикаспийском Туркменбаши открылся международный мультимодальный морской порт. Стоимость проекта, реализованного Gap Inşaat (Турция) – более 1,5 млрд долларов. С его вводом в эксплуатацию появились большие возможности для отправки грузов, поступающих в Туркменбаши по маршруту Шелкового пути из стран Азии и Тихого океана, далее – в страны Европы через порты России, Азербайджана и Ирана.

Руководитель политологического клуба "Южный Кавказ" Ильгар Велизаде сказал "Вестнику Кавказа", что в Ашхабаде на встрече экспертной группы МТК-КМЧМ речь идет не о новом проекте, а, скорее, о транспортных коридорах, которые могут смыкаться – это Транскаспийский маршрут и Лазуритовый коридор. В Траскаспийском маршруте участие принимают Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция. А в Лазуритовом – Турция, Грузия, Азербайджан, Туркменистан и Афганистан. "Здесь мы можем говорить о смежном маршруте, который рассчитан на реализацию региональных транзитных проектов. Туркменистан как транзитная страна, связывающая черноморско-каспийский регион с Афганистаном", – отметил Велизаде. По его мнению, новый маршрут, прежде всего будет задействован для переброски грузов НАТО. "Если принимать во внимание, что Румыния является страной НАТО, где действует натовская инфраструктура, а Афганистан – страной, где НАТО активно осуществляют свою деятельность, то становится понятно, что грузы военно-технического назначения для Афганистана станут составной частью этого модифицированного маршрута", – подчеркнул эксперт.

Впрочем, Ашхабад в начале лета посетил исполнительный директор Туркменско-американского делового совета Эрик Стюарт. На переговорах с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым он заявил о готовности американского бизнеса в рамках двустороннего торгово-экономического сотрудничества использовать новый международный морской порт в Туркменбаши на Каспии.

Что касается переброски энергоносителей, в частности, сжиженного газа, как планирует Ашхабад, то по мнению азербайджанского политолога, с этим насколько сложнее. "Его себестоимость, в случае транспортировки паромами и железнодорожным транспортом, через два моря, значительно возрастает и станет весьма дорогим удовольствием для европейского потребителя. Поэтому я не думаю, что газ станет одним из основных товаров, которые будут транспортировать по этой артерии. Скорее всего, по этому маршруту пойдут европейские товары в Афганистан, а в обратном направлении продукция из Туркменистана – хлопок и некоторые виды продуктов нефтехимической переработки, которые могут пользоваться определенным спросом на европейских рынках. Если говорить об объемах поставок, то не думаю, что они могут превышать более 1 млн тонн. Поскольку в европейском направлении не будет большой загрузки. Хотя инфраструктура, которая создается в регионе, рассчитана в целом на перевозку до 10 млн. тонн в год грузов", – отметил Велизаде.

Впрочем, активным участником этого транспортного маршрута может стать Узбекистан. В ходе последнего визита туркменского президента Гурбангулы Бердымухамедова в Ташкент были подписаны соглашения, касающиеся транзита узбекских грузов через Каспий. Узбекистан давно интересуется кавказский транспортным коридором и ищет выход к портам Черного моря и дальше через порт Мерсин в страны Ближнего Востока, Северной Африки и Европу. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев заявил о том, что Узбекистан заинтересован в использовании строящейся инфраструктуры, портов на Каспийском море для реализации поставок узбекских товаров на европейские рынки и в обратном направлении.

Аналогичный интерес есть и у Таджикистана. В августе этого года президент Таджикистана Эмомали Рахмон побывал в Баку, где обсуждался вопрос товарообмена между двумя странами, а также странами кавказского региона с Таджикистаном. По мнению Ильгара Велизде, страны Центральной Азии пока могут выступать потенциальными интересантами. С другой стороны, в этом проекте могут участвовать страны Черноморского бассейна, кроме Румынии это и Турция, и Болгария, Украина. Но все упирается в то, насколько тесно они взаимодействуют со странами центральноазиатского региона и какие между ними есть договоренности.

29155 просмотров