Вестник Кавказа

Минское соглашение будет похоронено в "дебальцевском котле"?

Михаил Беляев

В ночь с 14 на 15 февраля на востоке Украины официально наступило перемирие, согласование которого стало возможным по итогам 17-часовых переговоров лидеров Украины, России, Германии и Франции. Примечательно, что параллельно с изнурительным дипломатическим марафоном в Минске стороны до последнего момента пытались достичь тактического преимущества на поле боя, а украинский президент Петр Порошенко находился на постоянной связи со своим генеральным штабом. Речь идет, в первую очередь, о стратегически важном городе Дебальцево, где, по некоторым данным, в окружение попала многотысячная группировка украинской армии.

Важность Дебальцево заключается в том, что он является связующим железнодорожным звеном между Донецком и Луганском. Захват Дебальцево также открывает для ополчения возможности продвижения в сторону Артемовска. Представители ополчения утверждают, что от 6 до 8 тысяч солдат правительственных сил оказались в "котле", и выдвигают украинской армии следующий ультиматум: окруженная военная группировка должна, сложив оружие, покинуть город.

Украинское военное командование отвергает этот вариант, заявляя, что никакого "дебальцевского котла" не существует вовсе, хотя в Киеве и признают, что положение в Дебальцево тяжелое. Пока существование "котла" будет оспариваться, Украина сможет продолжать настаивать на том, чтобы город Дебальцево остался под ее контролем. Очевидно, что каждая из сторон будет до последнего пытаться продавить собственную версию, чтобы требовать соответствующего прохождения линии фронта в соответствии с Минскими договоренностями.

Если котел закрылся, как утверждают повстанцы, то украинским военным, оставшимся без снабжения, рано или поздно придется поднять белый флаг и сдать город. А это равносильно второму Иловайску, одной из наиболее неприятных страниц в новейшей военной истории Украины, когда в окружение противника попало около 2 тысяч украинских солдат. Политические последствия же от сдачи 6-8-тысячной группировки, что составляет, по недавно опубликованным данным немецкой разведки, около трети всей боеспособной силы украинской армии, будут тяжелыми, если не фатальными, для военного командования страны во главе с верховным главнокомандующим Порошенко. Соответственно, Киев будет предпринимать максимум усилий для разблокирования собственной группировки и, как следствие, сохранения Дебальцево под собственным контролем. Ведь на кону стоит не только важное военное преимущество в противостоянии, но и вопрос политического выживания.

То же самое касается и силовиков ДНР. Если "дебальцевский котел", на самом деле, все еще не захлопнулся, то ополченцы приложат максимум усилий для того, чтобы сделать это сейчас и отрезать последние пути снабжения окопавшихся в Дебальцево украинских армейских подразделений. "Безусловно, мы можем обстреливать Дебальцево, поскольку это наша территория", - заявил представитель оборонного ведомства самопровозглашенной ДНР Эдуард Басурин уже после заключения соглашения в Минске.

Фактом остается то, что наиболее ожесточенные бои до наступления режима прекращения огня велись именно в дебальцевском направлении. Более того, даже после вступления в силу договора о прекращении огня бои в Дебальцево не прекратились, даже генсек ООН выразил серьезную обеспокоенность сообщениями "о продолжающихся военных столкновениях, в том числе, в Дебальцево". Тема настолько щекотливая, что российский президент Владимир Путин, выступая в Минске, предложил создать экспертную комиссию, которая бы определила, что же происходит в Дебальцево - есть там котел, или нет.

По данным украинской стороны, за первые 24 часа после официального наступления перемирия было убито 5 украинских военных, еще 25 - ранено. Потери понесли добровольческие подразделения "Азов" и "Донбасс" под Мариуполем – вторым стратегически важным направлением в противостоянии, где в последнее время велись ожесточенные бои. Ведь захват Мариуполя ополченцами будет означать выход к Черному морю.

Между тем, пресс-секретарь АТО Андрей Лысенко сообщил украинской прессе, что украинская сторона в сложившихся условиях не может отвести от линии фронта тяжелое вооружение, поскольку не соблюдается первый пункт минских договоренностей – прекращение огня. Как передают "Вести", на нарушение перемирия жалуется и ополчение. Министр обороны самопровозглашенной Донецкой народной республики Владимир Кононов обвинил украинских военных в нарушении режима прекращения огня.

"Перемирие на некоторых участках линии соприкосновения на Донбассе не соблюдается. Сегодня был нанесен артиллерийский удар по населенному пункту Гранитное, у нас также двое раненых в Докучаевске", — сообщил он журналистам сегодня.

Вероятно, правду надо искать где-то посередине: ни украинская армия, ни повстанцы не смогли достичь поставленных военных задач в Дебальцево на момент заключения перемирия в Минске. Силы ополчения не успели захватить город, а украинские силовики – разблокировать собственную группировку. Именно неопределенность актуальной ситуации на фронте, в частности, в Дебальцево, стало главным препятствием при выполнении сторонами хрупкого договора о перемирии. И в таких условиях соглашение в Минске, вероятно, станет лишь короткой передышкой в военном конфликте на востоке Украины.

14220 просмотров