Министр обороны Грузии Тинантин Хидашели по приглашению армянского коллеги побывала в Ереване. Главы оборонных ведомств двух стран неоднократно встречались и раньше, но этот визит оказался особенно интересным. Хидашели считается одним из самых радикально-прозападных политиков Грузии. Она оказалась в правительстве по настоятельному требованию выступающей за неуклонное продолжение евроатлантического курса Республиканской партии, входящей в правящую коалицию "Грузинская мечта". Хидашели пользуется определенной "автономией" в правительстве Георгия Квирикашвили, как и ее партия в составе правящей коалиции, но никогда не предпримет шагов, противоречащих генеральному курсу. Если проанализировать результаты ее переговоров с армянскими коллегами, то очевидно, что они никак не свидетельствуют о сдвигах во внешней политике или военной доктрине Грузии.
Республиканская партия в лице ее интеллектуального лидера, Ивлиана Хаиндравы еще в 1995 году разработала и опубликовала концепцию стратегического союза между Грузией, Азербайджаном и Турцией, включая долговременное сотрудничество в сфере транспортировки энергоносителей на Запад. И в этом смысле министр обороны считается одной из наиболее влиятельных фигур в нынешнем Кабмине.
Тинатин Хидашели принимали в Ереване на самом высоком уровне - она встретилась с президентом, премьер-министром, главой МИД и Католикосом всех армян.
По итогам переговоров с министром обороны Сейраном Оганяном был подписан любопытный документ - Программа военного сотрудничества Армении и Грузии на 2016 год, присматривающая "обмен опытом в сфере миротворчества, военного образования, профессиональной подготовки и стратегического планирования". В тексте нет и намека на армяно-азербайджанский конфликт, однако министр обороны Армении, творчески развивая дипломатические формулировки договора, заявил, что Грузия и Армения "взаимодействуют по вопросам международной безопасности в регионе, в контексте чего армянская сторона придает особое значение диалогу, решению проблем политическим путем и созданию атмосферы терпимости". В переводе с дипломатического языка смысл фразы в сохранении статус-кво.
Однако Тинатин Хидашели на пресс-конференции после переговоров с армянским коллегой расставила несколько иные акценты. "Мы придаем особое значение обсуждению проблем, которые объединяют Армению и Грузию", - заявила министр, намекнув тем самым, что есть региональные проблемы иного плана, по которым позиции Еревана и Тбилиси значительно расходятся. Более того, Тинатин Хидашели прямо заявила, что Азербайджан и Турция – стратегические партнеры Грузии. "Турция – наша соседняя страна, которая является членом НАТО, и это еще больше углубляет и укрепляет отношения между нами. Грузия благодарна всем, кто ее поддерживает и помогает. Турция предлагает это на политическом уровне на министериалах и саммитах", — цитирует Хидашели пресс-служба Минобороны.
В Ереване глава грузинского оборонного ведомства отметила значимость для Тбилиси стратегического партнерства с Анкарой и Баку
При этом в Тбилиси подчеркивают, что ничего нового в подписанном грузино-армянском документе нет, а основные положения программы обговорены и осуществляются еще с 2010 года. Тинатин Хидашели обратила особое внимание на участие армянского контингента в операции под эгидой НАТО в Афганистане, где служат около 700 грузинских военнослужащих. "Хорошим примером является тот факт, что в Афганистане армянские и грузинские миротворцы вместе работают во имя всеобщей стабильности и мира", - заявила Хидашели, давая понять, что если для Грузии, стремящейся в НАТО, такое участие вполне естественно, то Армения тем самым продолжает политику комплементарности по отношению к двум центрам силы – России и НАТО.
Открыто этот деликатный вопрос в своем выступлении первым затронул именно министр обороны Армении. По его словам, "хотя Армения входит в ОДКБ, а Грузия стремится к членству в НАТО, это не мешает взаимодействию двух соседних стран". Ключевым в приведенной фразе является то, что Армения уже входит в мощный военно-политический блок, а Грузия пока всего лишь стремится в НАТО с весьма туманными перспективами достижения цели. (Здесь стоит сказать, что Хидашели неоднократно публично предупреждала западных коллег, что если в ближайшее время Тбилиси не получит дорожную карту по вступлению в альянс, то на парламентских выборах 2016 года победу могут одержать пророссийские силы).
Судя по всему, главным итогом переговоров в Ереване стало согласие сторон о необходимости соблюдения того уровня военного сотрудничества между Грузией и Арменией, который практиковался еще со времен президентства Шеварднадзе, то есть в течение последних 20 лет и предусматривал нейтралитет Грузии в отношении армяно-азербайджанского конфликта.
Проявлением этой долговременной политики в разные периоды была подготовка как армянских, так и азербайджанских "горных стрелков" на военно-учебной базе в Сачхере, ремонт бронетехники воюющих стран на тбилисском военном заводе, а также "открытый транзит" соответствующих сил и средств из России и Турции. Вряд ли визит Тинатин Хидашели, несмотря на громкие заявления и многословные программы, принципиально что-либо изменит в этом отношении.