О соперничестве за влияние в Дагестане двух миллиардеров из списка Forbes - Сулеймана Керимова и Зиявудина Магомедова говорят давно. Эксперты расходятся в оценках того, как оно отразится на политической и социально-экономической ситуации в Дагестане, даст ли толчок развитию или станет фактором дестабилизации.
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, уравновешивая олигархические интересы, пытается переформатировать их соперничество в сотрудничество по совместному обустройству республики. Бизнесмены-выходцы из Дагестана занимаются меценатством, благотворительностью, и участвуют в инвестиционных проектах. Причем вокруг миллиардеров группируются и другие влиятельные персоны, мультимиллионеры – бизнесмены регионального масштаба.
Риск поддержания опасного олигархического равновесия
Миллиардеры участвуют в приватизации крупных активов. Ранее приобрести и инвестировать в Махачкалинский морской торговый порт и Махачкалинский аэропорт намеревался только Сулейман Керимов, однако, интерес к приобретению порта проявляет и Зиявудин Магомедов. После смены власти в Дагестане их шансы на приватизацию этого стратегически важного и крупного по дагестанским меркам актива уравновесились. Керимов потерял время, переоценив свои шансы, ведь прежде чем вступать с планами и деньгами в дагестанское кланово-бюрократическое болото, нужно было прощупать почву. Теперь миллиардер пытается вернуть себе политическое влияние в республике, утраченное в результате внезапной смены власти.
Влияние это Керимов приобрел в период трехлетнего президентства Магомедсалама Магомедова, лоббируя его приход к власти. Однако олигарх не успел осуществить свои бизнес-планы в республике даже при всей лояльности первого лица. Многообразный и противоречивый политический бомонд Дагестана сложно контролируется. Хотя решение о передаче олигарху крупных активов было принято и на федеральном уровне, и на уровне главы республики, процесс приватизации неоправданно затянулся.
Вместо футбола экспорт насилия
Первым делом Керимову был продан за символическую цену футбольный клуб «Анжи». При президентстве Муху Алиеве передать «Анжи» миллиардеру отказывались, не желая его усиления в республике. «Анжи» - не подарок, учитывая огромные финансовые вливания в клуб. Но результат этих вливаний не оправдался. Хотя «Анжи» попал в зону УЕФА, команде запретили домашние матчи играть в Махачкале. Современный стадион «Анжи-арену» построили, безопасность гарантировали, но европейские спортивные чиновники приняли дискриминационное политическое решение, запрещающее проводить матчи в Махачкале.
Если бы «Анжи» попал не только в УЕФА, но и в Лигу чемпионов, и домашние матчи проводил в дагестанской столице, результат мог быть другим. Возможность проведения матчей такого уровня, дала бы толчок для инвестирования в социальную, спортивную, гостиничную инфраструктуру. Но в Европе это проигнорировали. Корме того, в 2012 году Дагестану отказали в проведении Всемирных юношеских игр, в случае проведения которых Керимов и другие бизнесмены готовы были строить еще два крупных стадиона, гостиницы, и много других объектов между Махачкалой и Каспийском.
В этом году Дагестану было отказано и в проведении Всекавказских игр, а проведение игр Чемпионата мира по футболу 2018 году в Дагестане, даже не рассматривается. В Махачкале считают, что таким образом республику отчуждают от цивилизованного мира, зато экстремисты, эмиссары, все кто призывают к национализму, насилию, сепаратизму в Дагестане чувствуют как дома. Высокая концентрация силовиков не становится помехой для их подрывной деятельности.
Продолжение см. Миллиардерам в Дагестане тесно -2