Вестник Кавказа

Консерватория Кавказа

Сегодня - двадцать пятая годовщина оккупации азербайджанского города Шуша вооруженными силами Армении. В результате оккупации были уничтожены 30 сел, погибли 195 человек, 165 - получили ранения, 58 - пропали без вести, более чем 24-тысячное население подверглось этнической чистке. До оккупации Шуша была ″колыбелью″ азербайджанской музыки. В 1977 году по инициативе общенационального лидера Гейдара Алиева было принято постановление "Об объявлении исторической части города Шуша историко-архитектурным заповедником" - там были созданы дома-музеи великих деятелей культуры и искусства Узеир бека Гаджибейли, Хуршудбану Натаван и Бюль-Бюля, возведен мавзолей выдающегося поэта Моллы Панаха Вагифа.

 

Шуша издревле снискала славу храма и колыбели азербайджанской музыки. Почти все известные азербайджанские музыканты и певцы были уроженцами Шуши, названной Консерваторией Кавказа. Музыковед Виктор Виноградов еще в 1938 году: "На склонах обрывистых гор и скал, окутанных зеленым покровом, красуется панорама города Шуши. Красота ее природных пейзажей ежегодно привлекает к себе путешественников, умеренное очертание покрытых зеленью гор восхищает путников. Но эстетическое впечатление, полученное от Шуши, на этом не заканчивается. Здесь, по сравнению с другими районами Азербайджана, намного больше музыки. Здесь всегда можно послушать народные песни, певцов, музыкантов и посмотреть танцы. С давних времен Шуша известна как музыкальный центр и прославилась на все Закавказье как неисчерпаемая школа народных музыкальных талантов. "Музыканты Шуши" создали историю музыки Азербайджана и представили ее не только на своей родине, но и в других странах Востока".

Музыковед Василий Корганов в своем труде "Кавказская музыка": "Закавказье снабжает музыкантами и певцами Шуша, эта блаженная родина поэзии, музыки и песен, она служит консерваторией для всего Закавказья, поставляя ему для каждого сезона и даже месяца новые песни и новые мотивы".

Недаром в народе шутят, что в Шуше даже младенцы плачут под мугам, ведь в звуках мугама сосредоточены звуки родной земли.

 

Мугам - один из основных жанров азербайджанской традиционной музыки, многочастное вокально-инструментальное произведение. Мугам исполняются как полностью (дестгях), так и по частям певцом-солистом (ханенде) с инструментальным сопровождением или в виде сольных инструментальных произведений (на таре, кеманче). История развития азербайджанских классических мугамов была тесно связана с исполнительским искусством ханенде. Как писал народный артист Бюль-Бюль, "певцы, пение которых продолжалось беспрерывно полтора-два часа, были лишь в Азербайджане. Саттар, Джаббар Карягды оглы, Шекили Алескер, Абдул-Баги Зулалов, Сеид Шушинский были именно такими певцами. Вышеназванные ханенде создали программные произведения, называемые "дестгях". Азербайджанский мугам по решению ЮНЕСКО вошел в число шедевров устного и нематериального наследия, имеющих выдающуюся ценность для культуры всего человечества. 

 

Сеид Шушинский

Мугам как синтетический вид искусства опирается на азербайджанскую классическую поэзию, полную глубоких аллегорий и символов. Шум горных рек, гулкое эхо в горах, шелест листвы в карабахских садах - все звуки родной природы словно вплелись в ковровую вязь мугамных импровизаций карабахских ханенде - певцов. Чистые, кристально прозрачные родники снискали такую славу этим местам, что самый знаменитый из этих родников – Иса булаг воспринимался многими как символ Шуши. Горы, устремленные, казалось, прямо в небесную твердь, окружали здесь изумительное по красоте плато и создали невиданный по своей акустике зал для музицирования под открытым небом. В XVIII — начале XIX веков складывается шушинская школа мугама, состоящая в разные годы из нескольких творчески индивидуальных школ, во главе которых стояли крупные исполнители -ханенде. Школа эта прославилась не только в Закавказье, но и на Ближнем Востоке.
Шушинские мастера-ханенде своим появлением и деятельностью связанные с вечно поющим городом, сыграли огромную роль в обогащении азербайджанского мугама свежими и смелыми приемами развития, яркими выразительными красками, новым подходом к драматургии дестгяха (комплекса музыкальных мелодий).

Своего расцвета искусство ханенде достигло во второй половине XIX века, когда в Шуше начали действовать специальные музыкальные собрания и школы. Создателями музыкальной школы в Шуше были Харрат Гулу и Молла Ибрагим. Студенты до 13-14 лет занимались уроками музыки в школе Моллы Ибрагима, а старше 14 лет – в школе Харрата Гулу.

 

Во всем Азербайджане в то время наиболее известной была именно шушинская школа. Это объясняется географическим положением и широкими культурно-экономическими связями Шуши. "Почти все знаменитые певцы и музыканты Азербайджана - уроженцы Шуши, - писал известный поэт Самед Вургун. - Недаром Шушу называют колыбелью музыки и поэзии". Сергей Есенин в одном из своих писем так говорит о любви шушинцев к пению: "Если не поэт, то не из Шираза, если не певец, то не из Шуши".

Создателем популярного шушинского "Меджлиси-унс" ("Меджлис общения") была талантливая поэтесса и художница, последняя принцесса Карабаха Хуршидбану Натаван. Сохранились интересные сведения о меджлисе, созданном в Шуше знатоком классической восточной музыки Харратом Кули (1823-1883). Яркими представителями вокальной школы Харрата Кули были Гаджи Гуси, Мешади Джаббар Карьягдыоглу со своим ансамблем Иси, Абдулбаги Зулалов, Дели Исмаил, Кештазлы Гашим, Кечачиоглу Мухаммед и Джаббар Карягдыоглу. 


В 1880-х годах в Шуше были созданы "Меджлис фарамушан" ("Меджлис забытых") и "Общество музыкантов". Руководил ими Мир Мохсун Навваб Карабаги Шушинский (1833-1918), прогрессивный деятель Азербайджана, ученый, музыковед, поэт, художник-каллиграф. В созданном тогда же "Обществе музыкантов" обсуждались манера исполнения певцов, стихи, сопровождающие классические мугамы, многие другие творческие проблемы. В общество входили прославленные музыканты своего времени — певцы и инструменталисты Гаджи Гуси, Мешади Джамиль Амиров, Ислам Абдуллаев, Сейид Шушинский. Общество было создано в то время, когда на Ближнем Востоке традиция музыкальных трактатов себя практически исчерпала, новые сочинения не создавались, лишь переписывались средневековые. В Шуше эта традиция была продолжена, и возродил ее Навваб. 

Одним из ярких представителей шушинской школы музыки был выдающийся тарист Мирза Садыг Асадоглу (1846-1902), известный в народе под именем Садыхджан. Он часто сопровождал выступления Гаджи Гуси, завоевав своим мастерством широкую известность и любовь народов всего Кавказа. Псевдоним Садыхджан — проявление большой любви к нему народа. Заслуги Мирзы Садыга в истории азербайджанской музыки сложно переоценить - он реконструировал и усовершенствовал многовековой щипковый тар: к слабо звучащему пятиструнному инструменту прибавил шесть струн и ладки на грифе обновленного тара довел до семнадцати.  Мирза Садых был самым известным исполнителем на таре того времени -  Его обладала какой-то непонятной властью над людьми.

Тар - струнный щипковый музыкальный инструмент – считают базовым в традиционной музыке Азербайджана и Ирана, глубоко повлиявшим на общие тенденции классической музыки этих стран. 5 декабря 2012 года азербайджанское искусство исполнения на таре и мастерство его изготовления было включено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

 

Одним из ярких представителей мугамной школы Шуши был певец-ханенде Джаббар Карьягдыоглу (1861-1944). Он получил широкую известность и как ханенде, и как композитор, исполнявший собственного сочинения песни, автор новых текстов теснифов. Джаббар обладал тенором высокой тесситуры и широкого диапазона. Еще в 1906-1912 годах его голос был записан на фоновалик рядом акционерных обществ в Киеве, Москве, Варшаве. В исполнении мугамов Мансурийа, Хейраты, Кюрди-Шахназ Джаббару не было равных. Его голос уподобляли голосу великого Карузо. Сергей Есенин, слышавший его пение в бытность свою в Азербайджане, назвал Карьягдыоглу "пророком восточной музыки".

Заслуженный артист Азербайджанской ССР Джалилбек Багдадбеков в своих "Воспоминаниях о Карягды оглы" пишет: ″Порою концерты Джаббара устраивались на широких городских площадях или в живописных уголках, садах близ городов, так как невозможно было вместить в зрительный зал всех желающих послушать певца. Репертуар Карягды оглы был богат и разнообразен. Интересно, что Джаббар пел песни и на армянском, грузинском, туркменском, узбекском и фарсидском языках. Выступая в Армении, он пел турецкие песни "Сары чэкмен йыртылсын", "Мене нэ олду" и другие на армянском языке. Армянские слушатели очень полюбили песню "Мене нэ олду". Позднее она исполнялась армянскими певцами под названием "Ангут ахчик". Джаббар с успехом исполнял также и армянские народные песни "Майрик джан", "Хабаремиес", "Сари-ахчик" и др. Отправляясь на свадьбы или в гастрольные поездки, Джаббар вынужден был порою месяцами оставаться там, так как народ не отпускал его″.

Джалилбек Багдадбеков пишет о Джаббаре: "в 1911 году в Эривани с местными любителями мы показывали спектакль. В начале лета Джаббар, тарист Ширин Ахундов и кеманчист Кули приехали в Эривани. Когда я пришел повидать Джаббара, у него был старый ханенде по имени Джюмшуд. Джаббар сообщил, что он даст один концерт в пользу Джюмшуда, и попросил меня подготовить афишу. Не прошло и часа после появления афиш, как все билеты были распроданы. Вечером произошел невиданный случай. Около тысячи зрителей, оставшихся без билетов, требовали билетов. Больше всех упорствовали армянские крестьяне, приехавшие из далеких деревень. После многих трудов в летнем театре объявили второй концерт Джаббара. На другой день было еще больше людей, и я не знал, что делать. Так как ни билетов, ни мест не было, то недовольство оставшихся на улице грозило превратиться в гнев. Тогда Джаббар сам объявил, что будет петь у источника "Хуррам", и все успокоились. На концертах 95% слушателей составляли армяне и азербайджанцы". Днем позже корреспондент Хачатуров писал в местной газете: "Нет сомнения, что Джаббар самый великий и прославленный ханенде. В исполняемых им на армянском языке песнях не чувствовалось акцента. Это говорит об исключительном таланте Джаббара. Джаббар властвует над душами зрителей".

 

Неудивительно, что в Армении обожали азербайджанскую национальную музыку и слушали азербайджанских певцов мугама. Армянские таристы и кяманчисты аккомпанировали азербайджанским ханенде, а азербайджанские музыканты нередко пели и на армянском языке.

На основе азербайджанской школы музыки выросли известные таристы армянского происхождения Татевос Арутюнян, Лазарь Тер-Вартанесов, который был учеником Садыхджана, или Бала оглу Григор (отец известного исполнителя на таре первой половины ХХ века Балы Меликова), которые в свою очередь воспитали не одно поколение исполнителей на таре.

 

Мешади Сулейман бек Мансуров (справа), Лазарь Тер-Вартанесов (в середине, с таром в руках), Аршак Хыдыров (слева, с гавалом в руках) и дочь священника Машо (Марго) Азизянц. Баку. 1908 год

Эта была эпоха ренессанса не только азербайджанской музыки - Карабах был центром культуры всего Кавказа, притягивая к себе разные народы. Это можно увидеть и на примере творчества еще одного великого азербайджанского ханенде, уроженца Шуши Сейида Шушинского (1889-1965). Карьягдыоглу не случайно считал его "жемчужиной восточной музыки". Сеид Шушинский пел не только азербайджанские мугамы и песни, но и песни других народов Закавказья - армян, грузин, лезгин. На концертах в Тбилиси ему аккомпанировал известный кяманчист, арменин Левон Караханов. Обладая редким по красоте голосом, Сейид Шушинскии владел секретами вокального искусства, полученными сначала у Навваба, у которого обучался два года, а затем у Джаббара Карьягдыоглу. На концерты в Тифлисе приходили азербайджанцы, армяне, грузины, лезгины. Сообщения о выступлениях Сеида печатались в местных газетах. В газете "Хоризон", выходившей на армянском языке, часто публиковались фото и статьи о творчестве ханенде. Хозяева театров и клубов, видя успех выступлений Сеида, наперебой приглашали молодого певца петь в перерывах между действиями, что привлекало в театры еще больше зрителей.

 

В конце ХIХ – начале ХХ веков Карабах подарил миру самого основоположника первой оперы на Востоке, драматурга, автора первого либретто, создателя жанра музыкальной комедии, автора гимна Азербайджана Узеира Гаджибейли (Гаджибекова). С именем великого шушинца связана история становления современного музыкального искусства Азербайджана. И не случайно день рождения Узеира Гаджибекова - 18 сентября, общественность Азербайджана отмечает как праздник искусств — День музыки. 

 

С Гаджибековым связано имя еще одного шушинца - певца Бюльбюля. Узеир Гаджибеков не раз признавался, что, создавая свою оперу "Кёроглу", он рассчитывал на голос Бюльбюля, на его талант и мастерство. Бюльбюль стал классическим исполнителем заглавной роли в этой бессмертной опере, а вскоре получил псевдоним "соловей" за изумительный голос и блестящую имитацию соловьиных трелей. До 1920 года он много выступал как исполнитель мугамов, стал основоположником новой азербайджанской певческой школы, перенявшей опыт мирового вокала.

Восьми выходцам из Шуши во времена Советского Союза было присвоено почетное звание Народный артист СССР, 30 человек получили звание Народного артиста Азербайджана, более 50 деятелям культуры было присвоено звание заслуженного деятеля искусств и заслуженного артиста республики.

Шуша дала столько музыкальных талантов, сколько не дала ни одна страна мира. Это родина Ислама Абдуллаева, Рашида Бехбудова, Мешеди Джамиля Амирова, Гурбана Пиримова, а также композиторов, Зульфугара Гаджибекова, Фикрета Амирова, Ниязи, Афрасияба Бадалбейли, Солтана Гаджибекова, Ашрафа Аббасова, Сулеймана Алескерова.

Шушинская вокальная школа занимает такое же положение в истории музыки Востока, как итальянская вокальная школа в истории европейской музыки. Шушу называли даже "Италией Кавказа".
Один из известнейших детских ансамблей мугамов "Карабахские соловьи"  был создан в Шуше художественным руководителем Мурадом Рзаевым в 1971-м году. Несмотря на армянскую оккупацию, коллектив ансамбля и по сей день продолжает свою творческую деятельность в изгнании, вдали от родных мест.

В течение всего ХХ века карабахская школа мугама дала музыкальному миру много новых ярких музыкантов. В 1987 году здесь проходил международный мугамный фестиваль "Харыбюльбюль", названый так в честь уникального цветка, растущего в горах Карабаха. Фестиваль выявил множество молодых талантов, которых всего через пять лет война превратила в беженцев.

 

Во время визита Владимира Путина в Баку 2006 году на концерте в честь Года России в Азербайджане российский президент со своим азербайджанской коллегой слушал один из шедевров азербайджанской мугамной школы "Карабах щикестеси". "Карабах шикестеси" - один из ритмических азербайджанских мугамов, а название композиции ассоциируется с оккупированным землями. Созданный в XIX веке этот жанр щикесте звучал в опере "Асли и Керем" Узеира Гаджибейли, "Шах Исмаил" Муслима Магомаева, "Шахсенем" Рейнгольда Глиэра.

38315 просмотров