Испокон веков в Азербайджане, находящемся на стыке Запада и Востока, различных цивилизаций, формировались исторические традиции мультикультурализма и толерантности. В различные периоды истории страна становилась родиной для представителей разных народов, культур и конфессий. В этой связи многим показалась странной статья Джошуа Кучера ”На фоне открытия Исламских игр Азербайджан борется с мусульманской идентичностью”, опубликованная Eurasianet 15 мая.
Статья не отражает объективную религиозную ситуацию в Азербайджане, пишет официальный представитель МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев в статье для Eurasianet As Islamic Games Open, Azerbaijan Wrestles With Muslim Identity. Кучер в своей статье использует в противоречивом контексте понятия секуляризма и мусульманской идентичности, борьбы с радикализмом и религиозной свободы в Азербайджане. На протяжении веков мусульмане, христиане и евреи живут бок о бок в Азербайджане в мире и достоинстве. Это неотъемлемый характер азербайджанского общества и образ жизни его народа.
Если в советский период в Азербайджане было только 17 мечетей, то в начале 2017 года их число достигло 2166. Самая большая синагога на Кавказе была также построена в Азербайджане.
Глава римско-католической церкви папа Франциск во время своего визита в Баку в сентябре 2016 года назвал Азербайджан мостом между различными религиями и цивилизациями.
Нет противоречия между секуляризмом и мусульманской идентичностью большинства азербайджанцев. Секуляризм в Азербайджане - это не только конституционная норма, но и образ жизни. В определенном смысле это дополнительный процесс, в котором секуляризм тесно связан с высоким уважением к религиозным ценностям. Чтобы понять сущность секуляризма в Азербайджане, нужно внимательно читать философов и писателей конца XIX - начала XX века.
Растущая тенденция радикализма и экстремизма стала предметом серьезной озабоченности для всего мира, а также для исламских обществ. Влияние радикальных и экстремистских религиозных идеологий известно и в Азербайджане. Если их оставить незамеченными, они могут стать благодатной почвой для терроризма. Поэтому автор неправильно пытается изобразить усилия Азербайджана в борьбе против некоторых радикальных элементов и терроризма как нарушение религиозной свободы. В Азербайджане обеспечены все религиозные свободы.
Азербайджан на основе успешного национального опыта проведения Игр исламской солидарности вносит свой вклад в изоляцию радикальных религиозных идеологий, отказываясь от сектантских разногласий и популяризируя ценности справедливой конкуренции среди молодежи в исламских странах. Это также эффективный ответ на растущие тенденции исламофобии. Захватывающая церемония открытия Исламских игр продемонстрировала, что ислам - это мир, понимание, культура, наука, знания и многое другое.
Символично, что после проведения Европейских игр в Азербайджане проходят Игры исламской солидарности. Это еще раз демонстрирует, что Азербайджан стал центром диалога цивилизаций и религий. Как светский мусульманин, присутствовавший на церемонии открытия Игр исламской солидарности, я чувствовал гордость за свою страну.