Вестник Кавказа

Что делает центральноазиатская молодежь в соцсетях

The Diplomat
Что делает центральноазиатская молодежь в соцсетях

Две новые статьи, опубликованные в рамках реализации центральноазиатской программы Университета Джорджа Вашингтона, посвящены молодежи. Хотя более половины жителей Центральной Азии моложе 29 лет, в мире мало знают о предпочтениях молодых людей этого региона.

The Diplomat в материале In Central Asia, Politics By Way of Social Media рассказывает, что Данияр Косназаров, аналитик и главный редактор независимого цифрового СМИ в Казахстане, изучил то, как казахстанская молодежь относится к политике в социальных сетях. Косназаров утверждает, что молодые люди используют соцсети в традиционных целях - публикуют селфи, читают новости, смотрят мемы, а также читают политический контент, созданный другими представителями молодежи. Они меняют суть понятия "политика", по-новому используя социальные сети для стимулирования интереса к гражданской активности.

В другой недавно опубликованной статье Эмиля Насритдинова, Зарины Урманбетовой, Канатбека Мурзахалилова и Маметбека Мырзабаева изложены результаты крупного исследования в Киргизии, посвященного изучению тенденций устойчивости молодых людей к религиозной радикализации. Авторы считают, что негатив и социальная изоляция делают молодежь более уязвимой для радикализации. Они утверждают, что молодые люди в Киргизии чувствуют, что у них ограниченные возможности в политической сфере, поскольку в ней работают в основном представители старшего поколения, несмотря на существующие возрастные квоты в парламенте.

Это контрастирует с результатами опроса Института общественного мнения, которые показывают, что молодые граждане Казахстана достаточно аполитичны и не заинтересованы в том, чтобы участвовать в гражданских инициативах. Косназаров объясняет, что подрастающее поколение недоверчиво относится к государственным институтам в Казахстане, одновременно поддерживая нынешнего президента Нурсултана Назарбаева, обеспечившего финансовую и социальную стабильность страны.

Это недоверие и настороженность к государству, а также незаинтересованность в политике проявляется и в цифровой сфере. Косназаров рассмотрел четырех популярных среди молодых людей создателей контента, чтобы изучить, что именно считается "политическим" и стимулирует гражданскую активность.

В то время как старшие поколения проводят время на Facebook, казахстанская молодежь предпочитает Instagram и YouTube. Gakku, казахский музыкальный канал и один из самых популярных аккаунтов YouTube в стране, имеет более 1,5 миллионов подписчиков (7% населения Казахстана).

Дмитрий Дубовицкий и Дмитрий Хегай, основатели популярного канала YouTube "За нами уже выехали", задают влиятельным политикам и представителям компаний сложные вопросы, которые традиционные СМИ не затрагивают. Однако Дубовицкий и Хегай стараются не позиционировать себя как активисты и не занимать какую-либо явную политическую позицию.

Нежелание политизировать свой контент имеет смысл, учитывая возможность борьбы с инакомыслием. В 2003 году, когда только 3% населения Казахстана имели возможность пользоваться интернетом. В то время отключение доступа вряд ли бы вызвало широкую реакцию. Однако сегодня более 50% казахстанцев находится в сети, поэтому блокирование социальных сетей, даже аполитичного контента, может вызвать политическую реакцию.

Кооптация может оказаться более выгодной и менее затратной стратегией. Например, агентство Salem Social Media, возглавляемое бывшим пресс-секретарем партии власти, контролирует несколько крупных аккаунтов на YouTube и Instagram, которые вместе имеют 2 миллиона подписчиков. Косназаров говорит, что распространение забавных аполитичных видеороликов на этих платформах "может ослабить влияние авторов политического контента". Социологи активно обсуждают эффективность "виртуального" гражданского общества, но важно не спешить ограничивать доступ молодежи Центральной Азии к интернету и социальным сетям.

11845 просмотров