Баку-Ашхабад: новый формат сотрудничества

Баку-Ашхабад: новый формат сотрудничества

4-5 декабря в Москве пройдет совещание глав внешнеполитических ведомств прикаспийских стран (Россия, Азербайджан, Иран, Туркменистан, Казахстан). К контексте каспийской проблематики весьма интересными представляются отношения Баку и Ашхабада, вышедшие в последние годы на новый уровень. В мае в 2008 году, вскоре после избрания президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов совершил свой первый визит в Азербайджан, а в ноябре 2008 года президент Азербайджана Ильхам Алиев отправился в Ашхабад. Эти визиты стали поворотной точкой в отношениях двух стран, когда был сформирован новый формат широкого сотрудничества.

Как отмечает International Policy Digest в статье Rethinking Turkmenistan – Azerbaijan Relations, в этом году Азербайджан и Туркменистан отмечают 25-летие дипломатических отношений. 8 августа Гурбангулы Бердымухамедов совершил официальный визит в Баку, где лидеры двух стран продемонстрировали готовность активизировать сотрудничество между двумя странами. "Народы Туркменистана и Азербайджана связаны исторически. Мы веками жили вместе, мы были друзьями, мы жили как братья. Сегодня мы успешно развиваемся как два независимых государства", - сказал президент Азербайджана Ильхам Алиев на встрече со своим туркменским коллегой в Баку.

Находясь на перекрестке Европы и Азии, Азербайджан и Туркменистан плодотворно сотрудничают во благо взаимных интересов в различных областях: политике, экономике, гуманитарной и социальной сферах, а также в международных организациях. Хотя подход предыдущего президента Туркменистана Сапармурата Ниязова к Азербайджану в отношении правового статуса Каспийского моря вызвал обеспокоенность в Баку, Азербайджан и Туркменистан продолжают поддерживать теплые дружеские отношения.
После распада Советского Союза наибольшие разногласия между Туркменистаном и Азербайджаном возникли из-за трех богатых нефтью участков на трансграничной морской территории: Азери (Хазар), Чираг (Осман) и Кяпаз (Сердар). Отстаивая свою позицию, Баку приводит тот факт, что в советский период месторождения разрабатывались азербайджанскими нефтяниками, Ашхабад же апеллирует к тому, что месторождения расположены ближе к побережью Туркменистана.

В июне 2012 года Туркменистан неожиданно начал сейсморазведку на месторождении Кяпаз, отправив туда исследовательское судно. Это произошло во время переговорного процесса по строительству Транскаспийского газопровода, проект которого предусматривает строительство 300-километрового трубопровода через Каспийское море до побережья Азербайджана. Проект является оптимальным вариантом поставки туркменских энергоресурсов на европейский рынок. Он может быть реализован в рамках огромного проекта Южного газового коридора, поэтому Ашхабад пытается убедить Азербайджан инвестировать в его энергетическую инфраструктуру, поскольку хочет подключиться к Южному газовому коридору, идущему из Азербайджана в Европу. Ашхабад настаивает на строительстве трубопровода, однако Баку предпочитает учитывать мнение соседей - Ирана и России. Согласно соглашению, достигнутому в 2008 году, Баку и Ашхабад не должны начинать разведку и разработку спорных месторождений в одностороннем порядке до принятия окончательного решения по этому вопросу.

В 2012 году в ответ на неожиданный демарш Ашхабада корабли азербайджанского флота заставили туркменский корабль покинуть район месторождения. Конфликт постепенно сошел на нет, и двусторонние отношения вернулись к прежнему уровню. Благодаря открытию железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК), состоявшемуся 30 октября, проведению встреч и подписанию документов на различных политических уровнях сотрудничество в транспортном секторе активизировалось.
8 августа в Баку в рамках визита президента Бердымухаммедова состоялась церемония подписания ряда двусторонних документов. Был подписан протокол о внесении изменений и дополнений в соглашение об организации грузовых перевозок через международную железнодорожно-паромную переправу между портами Алят (Азербайджан) и Туркменбаши (Туркменистан). Ожидается, что к концу этого года в Туркменбаши будет введен в эксплуатацию новый порт пропускной способностью 17-18 миллионов тонн. С учетом ранее действующего порта общая пропускная способность достигнет 25-26 миллионов тонн.
Начало работы БТК позволит активизировать перевозку грузов по международному транспортному коридору Восток-Запад. Таким образом Туркменистан может стать одним из ведущих транспортных хабов в Центральной Азии. "Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс значительно расширит транзитные возможности Азербайджана и Туркменистана", - считает президент Ильхам Алиев.

Между тем, сегодня Азербайджан более открыт для тесного сотрудничества с региональными державами и международными организациями, в то время как Туркменистан сохраняет нейтралитет.

Ильхам Алиев:

″Сегодня существуют хорошие возможности для выведения на качественно новый уровень опирающихся на взаимное доверие азербайджано-туркменских связей в экономической, торговой, транспортной, гуманитарной и других сферах. Азербайджан в качестве соавтора присоединился к резолюции «Постоянный нейтралитет Туркменистана», единогласно принятой на состоявшемся в июне 2015 года пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН… Сегодня как в Азербайджане, так и в Туркменистане строятся новые морские порты. А это в будущем еще более расширит наши транспортные возможности. Мы считаем Каспийское море морем дружбы, мира, безопасности и сотрудничества. Азербайджан уделяет особое внимание развитию основанных на взаимном уважении и доверии двусторонних отношений с прикаспийскими странами. Азербайджан выступает за ускорение согласования основных принципов Конвенции о правовом статусе Каспийского моря путем продолжения обсуждений и консультаций как в многостороннем, так и двустороннем форматах".

Гурбангулы Бердымухамедов:

″Взаимные шаги между Туркменистаном и Азербайджаном сегодня являются фактором стратегической стабильности и позитивного развития региональных процессов. Обе страны выступают за превращение Прикаспийского пространства в источник долговременной стабильности в Евразии, арену широкого международного партнерства… Мы пришли к согласию о рассмотрении мер по активизации инвестиционной политики для расширения взаимной торговли, реализации масштабных совместных проектов в отраслях промышленности, обслуживания и аграрном комплексе. С этой точки зрения важную роль должно сыграть взаимодействие по линии бизнес-структур двух стран… Стратегические направления нашего сотрудничества – энергетика и транспорт. Туркменистан и Азербайджан занимают лидирующие позиции в Евразии по объему производства энергоносителей. У нас есть современная инфраструктура и речь идет не только об Азии и регионе, но, могу сказать, во всем мире наши страны занимают лидирующую позицию именно по объему производства энергоносителей. У нас есть соответствующая инфраструктура, существует общее мнение о конфигурации энергетических и транспортных маршрутов. Мы будем использовать все возможности для устойчивого задействования своего потенциала, реализации новых совместных проектов с точки зрения диверсификации энергетических и транспортных потоков″.

5860 просмотров






Популярные