Вестник Кавказа

«Межконфессиональный диалог - залог крепкого государства»

Тимур Уцаев, Грозный
В Чечне ислам развивается как ни в одном другом регионе России. В Грозном считают, что побороть экстремизм и консолидировать общество только экономическими мерами нельзя, и надеются, что религия поможет сделать людей терпеливее и справедливее. Об этом в беседе с корреспондентом «ВК» рассуждает председатель Духовного управления мусульман Чечни Султан Мирзаев.

- Султан Бетерович, какую роль в нравственном очищении человека может сыграть религия? 

- В духовно-нравственном воспитании, очищении человека религия может играть самую важную и основную роль. По-моему, если у человека нет религии, нет веры, то с таким человеком трудно будет сосуществовать. Например, ислам - религия мира и созидания. Верующие мусульмане обязаны совершенствоваться духовно и нравственно. Даже Всевышний Аллах похвалил своего пророка в священном Коране, ниспослав ему аят: «О Муххамад! Я сделал тебя, одним из самых нравственных людей». Наш пророк же говорил, что в раю самыми близкими к нему будут те, которые были в своей жизни на белом свете наиболее нравственными и благочестивыми. В исламе всегда было очень важным послушание детьми своих родителей, уважение младшими старших. Ослушаться родителей – считается большим грехом в исламе, также как и не уважать старших. В одном хадисе пророк сказал, что если молодой человек не уважает старшего, то он не из его уммы (общины). Также пожилым мусульманам вменяется в обязанность направлять на правильный путь молодежь, тем более, если они делают что-то неправильно.

- Каково значение религиозных деятелей в развитии общества?

- Всем известно, что в Чеченской республике развитие религиозной жизни поставлено на первый план. Сегодня у нас тесно взаимодействую религиозные институты и организации с государственным сектором. Духовенство Чечни получает всяческую поддержку руководства, мы же в свою очередь работаем над поднятием авторитета религиозных деятелей, чтобы они имели уважение в обществе, чтобы к ним прислушивались. Силами Духовного управления идет просветительская работа во всех учебных заведениях, начиная с детских садов. Сейчас мы активно работаем с целевой аудиторией - с молодежью, у которой «руки в брюках», неработающей, в большинстве проживающей в сельской местности. Замечу что, читая им лекции, мы порой слышим от них очень умные и грамотные вопросы, которые от них не ожидали услышать. Они пытаются разобраться в религиозных вопросах, интересуются этой темой. Вопросы у них очень жизненно важные и нужные. Безусловно, слушая проповедь людям не безынтересно насколько искренне проповедники, и насколько праведно они сами поступают. Ведь по религиозным канонам, прежде чем направлять на истинный путь других, человек, наделенный этими правами, должен сам соответствовать своим проповедям. К великому сожалению, у нас в России зачастую проблема мусульман это сами мусульмане. Потому что есть некоторые руководители, которые занимаются делами не соответствующими их должности или сану. Негативно на это в первую очередь реагирует молодежь, и я это понимаю, ведь молодые сердца и души - чистые как родник. Молодой человек, когда он начинает исповедовать ту или иную религию, у него это все идет от души, потому что у молодых еще нет той черноты, которая бывает у взрослых. Многие человеческие недостатки ведь приходят с возрастом. Понимая это, мы должны сами отчищаться и воспитывать молодежь. Я думаю, у нас это получится, потому что, хвала Всевышнему, наша молодежь очень грамотна и умна, а когда человек здраво мыслит с ним и работать легче. Здесь мы не тянем резину, не ждем пока молодой человек сам подойдет и что-то попросит.

- Султан-хаджи, расскажите об общих ценностях трех наиболее распространенных религий? 

- Все конфессии в России признают общих пророков – например Иисус, он же Иса - пророк у мусульман. Все три религии по сути своей монотеистические. Ни одна из них не призывает к убийству, к вражде между религиями, межконфессиональной розни. Наоборот, идет призыв к добру и к созиданию, взаимоуважению и к признанию других конфессий. Ислам, как и другие крупные религиозные идеологии, призывает к миру и толерантности. В священных книгах Бог запрещает убивать невинных людей, а невинная жертва приравнивается к убийству всего человечества. 

- Какова роль межконфессионального сотрудничества в сохранении мира?

- Человек не воспитывается по каким-то концепциям, которые придумывает сам. В каждой же религии, которые исповедуют люди, есть и нравственная сторона, законы воспитания. Межконфессиональное сотрудничество должно быть на первом месте, от религии зависит многое, и если мы хотим, чтобы у нас было крепкое сильное государство, нужно постоянно взаимодействовать. Межконфессиональный диалог - залог крепкого государства. Однако часто мы встречаемся, принимаем резолюции и дальше этого ничего не идет, но нужно делать хотя бы минимум. Отмечу, что пассивность духовных лидеров, их легкий взгляд на разные проблемы или явления чреваты непредсказуемыми последствиями. Мы должны активно участвовать в морально-нравственном воспитании своей молодежи. Сегодня можно найти сотни примеров, когда в каких-то фильмах псевдорелигиозные деятели настраивают молодежь разных исповеданий радикально и агрессивно смотреть друг на друга. Чтобы этого не было нужно работать, проводить встречи, форумы. Когда, например один неадекватный религиозный деятель решил порвать Коран, как это было в Америке, в некоторых местах мусульмане начинали крайне радикально реагировать на это. По мне же, этого делать не стоит. Нужно понимать, что его действия осуждают его единоверцы и соплеменники. В Исламе на примере пророка Мухаммада можно научиться должному отношению среди людей разных конфессий. Известно, что он уважительно относился к христианам и иудеям, во многих случаях из почтения он уступал им дорогу. Таких примеров много. Помню, как в 2005 году были выделены благотворительные деньги на восстановление городских мечетей и грозненского Храма Архангела Михаила. Тогда глава республики предложил духовенству пустить все эти деньги на восстановление церквей, это предложение все поддержали.

- Насколько, с религиозной точки зрения, греховно быть втянутым в межнациональное или межконфессиональное противостояние?

- Человек, который станет виновником таких раздоров, может понести грех всех людей пострадавших в конфликтах. Если даже люди пострадают морально, от сказанного слова. Безусловно, это греховно разводить сплетни, говорить неправду, возводить ложь на верующих. В Коране сказано, что если ты сеешь рознь, то ты можешь убить тысячи человек и это чревато большими последствиями. Пророк в своем хадисе сказал, что мусульманин это тот, кто обезопасил своих братьев от вреда языка своего и от вреда рук своих. Богобоязненный верующий, любящий Всевышнего не проливает кровь человека любой религии и не посягает на его имущество.
20965 просмотров