Производство нефтепромыслового оборудования не могло возникнуть немедленно. Потеря времени означала для добывающих предприятий утраченные тонны нефти. Правительство РФ разрешило предприятиям реализовывать за валюту 10% добываемой продукции за рубежом для приобретения нужной иностранной техники. (Бакинский рабочий 5 декабря 1991 г.). Азербайджанская Республика при остром дефиците валюты сотрудничала с российскими компаниями, которые могли улучшить качество оборудования и бесперебойно его поставлять. «Азнефтемаш» постепенно терял рынок, связывающий его с 25 странами мира. Рынок этот захватывали компании США, на производстве нефтяного оборудования специализировались и ненефтяные страны - Япония и Швеция.
Причина заключается в высокой рентабельности этого производства. Страны, получающие оборудование, производимое на предприятии «Азнефтемаш»,- бывшие социалистические страны, входившей в СЭВ и, естественно, находившиеся в переходном этапе,- экономически были заинтересованы в покупке доступного по цене оборудования.
Однако «Азнефтемаш», не получая сырья и комплектующих материалов, не мог производить необходимое им оборудование. Наряду с уже отмеченной причиной, были более серьезные препятствия.
Развал Союза заставлял вместо вертикальных создавать горизонтальные экономические связи, к чему подталкивала реальная экономическая ситуация в добыче нефти.
В начале декабря 1991 года в Баку приехали полусотни представителей нефтегазодобывающий управлений России для заключения твердого договора на поставку необходимого оборудования на 1992 год.
Встреча руководства предприятий входившей в «Азнефтмаш» и предприятий поставщиков металла и комплектующих планировалось в августе 1991 года, но не состоялось в связи с путчем.
В «Азнефтемаше» трудилось более 20 тыс. человек. Объединение включало в себя также особое конструкторское бюро и внешнеторговую фирму «Нефтемаш». Стоимость основных фондов была 270 млн руб. Предприятия выпускали более 600 видов изделий. Все годы советской власти предприятие получало металл и комплектующие для изготовления оборудования РФ и Казахстана.
Отказ новоиспеченных демократов, оторванных от реалий жизни, от подписания республикой Союзного договора об экономическом сообществе в октябре 1991 года, означал прекращение союзных поставок на предприятия и объединения необходимого сырья, материалов и комплектующих. Отсутствие экономических связей с союзными республиками привело бы к прекращению существования этого гиганта. Эта взаимозависимость была обоюдной: 90% продукции, изготовляемой на предприятиях «Азнефтемаш», поставлялось союзным республикам. Большую часть оборудования нефтяного машиностроения импортировала Россия. По производству некоторых видов оборудования - штанговых глубинных насосов, станков, качалок, фонтанной арматуры - «Азнефтемаш» был монополистом.
Постоянные проблемы в поставках оборудования закончились с указом президента СССР о демонополизации. В России началось создание собственного производства нефтепромыслового оборудования на базе конверсионных предприятий. На наш взгляд, для руководства Азербайджанской Республики жизненной необходимостью было не только укрепление этих отношений, но и развитие связей с зарубежными компаниями, специализирующимися на выпуске оборудования для нефтяного машиностроения. Эту работу, начатую руководством «Азнефтемаша» (велись интенсивные переговоры), пришлось прекратить по причине невступления республики в экономическое сообщество. Производители оказались не в состоянии понять «демократов-романтиков», провозгласивших независимость Азербайджана от всех союзных обязательств. Оценивая этот путь «Азнефтемаша», Сабир Якубович Кулиев отмечал: «Мы всей душой за самостоятельное развитие, независимость Азербайджана. Но экономика – это живой организм. Ему надо дать время, чтобы перестроится. Резать по живому нельзя». (Бакинский рабочий 5 ноября 1991 г.)
Россия была заинтересована в развитии отношений с «Азнефтемашем». Переход конверсионных предприятий к производству оборудования по добыче нефти требовал определенных финансов и времени, а это привело бы к промедлению работы на промыслах. Многие виды оборудования монопольно производились только в Баку, а их аналоги, производимые в западных странах, хоть по качеству были лучше, но стоили десятикратно дороже. Правительство России разрешило предприятиям реализовать 10% добываемой продукции за рубежом, за валюту для приобретения нужного оборудования. Однако американская качалка «Лафкин» обходилось 40 тыс. долларов. Аналогичное оборудование «Азнефтемаш» стоило 100 раз дешевле.( Бакинский рабочий 5 ноября 1991 года)
В нефтяном машиностроении, где категорически не хватало металла и комплектующих, валюты для развития, сотрудничество с российскими компаниями могло улучшить качество оборудования и обеспечить ее бесперебойные поставки.
До августовского путча предприятия еще получали указания воздерживаться от каких-либо контактов с представителями республик, не подписавших экономический договор в Алма-Ате. Пока политики договаривались, останавливалось производство, теряли работу десятки тысячи людей, бюджет республик терял потенциальные возможности заработанных миллионов. Промышленники же кровно были заинтересованы в продолжении сотрудничества. Особенно от прерывания экономических отношений страдали нефтяники Сибири, получавшие основную часть оборудования с предприятий «Азнефтемаша». Они были готовы вложить свои средства в обновление техники и реконструкцию машиностроительных предприятий, производящих нефтепромысловое оборудование при условии гарантии стабильных поставок оборудования. (Бакинский рабочий 5 декабря 1991 г.)
Активные действия производителей побуждали и политическое руководство АР к заключению соглашений, восстанавливающих прерванные экономические отношения. Значение этих соглашений особенно четко понимали опытные руководители, занимавшие ключевые посты республиканской власти долгие годы. Одним из них был Гасан Гасанов, занимавший пост премьер-министра в декабре 1991 года. 18 декабря 1991 года в Москве было заключено соглашение между Азербайджаном и Россией о принципах торгово-экономического сотрудничества. Под соглашением поставили подписи премьер-министр Гасан Гасанов и первый заместитель председателя правительства РСФСР Геннадий Бурбулис.
Азербайджанская нефть: исторический экскурс 2010-12-20
Исмаил Агакишиев, руководитель Центра кавказоведения при Российском государственном гуманитарном университете
28855 просмотров