Вестник Кавказа

Российско-иранское «настороженное партнерство»- 1

Владимир Евсеев


Исторические реальности

В силу своей географической близости Иран (Персия) издавна был для России традиционным политическим и торгово-экономическим партнером на Востоке. Столетиями между русскими и персами шел оживленный обмен товарами, идеями, культурными ценностями, что усиливало потенциал обоих народов. С XV века наши страны стали обмениваться дипломатическими миссиями, а позже между Российской Империей и Персией установились постоянные дипломатические сношения.
В истории российско-иранских отношений было много разных событий, как со знаком минус, так и со знаком плюс. Однако стороны всегда чувствовали и осознавали значимость друг для друга.
В XIX и начале XX веков позиции Москвы в северных провинциях Персии, населенных преимущественно этническими азербайджанцами, настолько усилились, что российское руководство стало рассматривать возможность аннексии этих территорий. Начало Первой мировой войны и захват турецкими войсками в ноябре 1914 года Тебриза только ускорили этот процесс. Как следствие, в Персию вошли русские войска и оккупировали всю ее северную часть вплоть до Исфагана.

Советское правительство в значительной степени пересмотрело прежние российско-персидские взаимоотношения. По его решению уже в марте 1918 года из Персии были полностью выведены русские войска, а в феврале 1921 года был подписан в целом равноправный договор, который мог бы стать базой для многолетнего плодотворного сотрудничества. При этом Москва не только отменила все ранее навязанные Персии договора, конвенции и соглашения царского правительства, но и безвозмездно передала ей имущество на сумму порядка 600 млн. руб. золотом. В частности, Персия получила русский учетно-ссудный банк со всеми денежными суммами и ценностями, а также построенные Россией шоссейные и железные дороги, телеграфные и телефонные линии и морской порт Энзели.

В 1920-х годах Советский Союз оказал Ирану значительную по тем временам экономическую помощь, построив несколько элеваторов и рисоочистительных заводов, мельничный комбинат в Тегеране и ряд других предприятий. Помимо этого были созданы: Русско-персидский коммерческий банк «Русперс», Русско-персидское торговое общество «Рупето», Русско-персидское хлопковое товарищество «Персхлопок» и Русско-персидское импортно-экспортное общество «Шарк». До конца 1930-х годов советско-иранские экономические отношения успешно развивались, ярким примером чему служит тот факт, что в 1938 году на долю Советского Союза приходилось около 40% всего внешнеторгового оборота страны. Однако позднее иранское руководство стало менять свои внешнеполитические приоритеты в сторону фашистской Германии вопреки действовавшему советско-персидскому договору от 1921 года. Согласно статьи 6 этого договора каждая из сторон обязалась не допускать на своих территориях действий организаций и групп, а также размещения войск враждебных государств. Последнее не исключало возможность ввода на иранскую территорию советских войск.

По оценкам политического руководства Советского Союза и Великобритании, в начале 1940-х годов существовала реальная угроза вовлечения Ирана на сторону Германии в качестве союзника или, в случае его несогласия, фашистской оккупации. Поэтому в августе-сентябре 1941 года была проведена совместная англо-советская военная операция «Сочувствие» с целью защиты как иранских нефтяных месторождений от возможного их захвата войсками Германии и их союзников, так и южного транспортного коридора, по которому стали осуществляться поставки союзников по ленд-лизу для Советского Союза.

После отставки шаха Реза Пехлеви Иран стал членом антигитлеровской коалиции, и через его территорию пошла военная техника из США и Англии на фронты Великой Отечественной войны. Именно Тегеран стал местом исторической встречи глав государств СССР, США и Англии, на которой решались судьбы войны и будущего мира. Следовательно, в годы Второй мировой войны советский и иранский народы были по одну сторону баррикад.

В 1950-1970-е годы советско-иранские отношения складывались неровно. С одной стороны, несмотря на периодическое ухудшение двусторонних отношений, продолжалась экономическая помощь со стороны Советского Союза. За этот период советские специалисты построили в Иране свыше 200 промышленных объектов, в том числе Исфаганский металлургический комбинат, машиностроительный завод в Араке, тепловые электростанции «Рамин» и «Шахид Монтазери», ГЭС на реке Аракс и магистральный трансиранский газопровод Гачсаран-Астара. С другой стороны, в условиях двуполярного мира Тегеран активно сотрудничал с Вашингтоном в военно-политической сфере. Так, в 1955 году Иран вступил в антисоветскую Организацию центрального договора (СЕНТО), а в 1959 году подписал двустороннее ирано-американское военное соглашение, позволявшее вводить американские войска на собственную территорию.

Тем не менее, в сентябре 1962 года Советский Союз и Иран обменялись нотами «О непредоставлении иностранным государствам права иметь на территории Ирана ракетные базы всех типов». Позднее были подписаны многочисленные соглашения о техническом, научном, культурном взаимодействии и создана советско-иранская комиссия по экономическому сотрудничеству.
Особенно примечательно, что в то время наши государства развивали военно-техническое сотрудничество. Фактически Советский Союз играл одну из основных ролей в оснащении вооружением и военной техникой иранских сухопутных войск.

В шахский Иран поставлялись средние танки Т-55 и легкие танки ПТ-76; боевые машины пехоты БМП-1 и бронетранспортеры БТР-50ПК, БТР-60 и БТР-152; буксируемые 122-мм гаубицы Д-30, 152-мм гаубицы Д-20 и 130-мм пушки М-46; зенитные самоходные установки ЗСУ-57-2 и ЗСУ-23-4; самоходные зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) «Стрела-1М» и переносные ЗРК «Стрела-2»; противотанковые ракетные комплексы (ПТУР) «Малютка»; военные автомобили «ЗиЛ», «ГАЗ», «МАЗ», «КрАЗ» и «УАЗ»; подвижные средства технического обслуживания и ремонта; инженерная, в том числе бронированная, техника и средства радиосвязи. Для осуществления капитального и среднего ремонта поставленных из Советского Союза артиллерийского вооружения и бронетанковой и автомобильной техники в 1973–1976 годах вблизи Тегерана советские специалисты построили заводской комплекс «Бабек», который и по настоящее время остается основной ремонтной базой Сухопутных войск Ирана. При техническом содействии со стороны СССР был сооружен и ряд других ремонтных предприятий и объектов военной инфраструктуры, в том числе в Исфахане и Ширазе. Помимо этого, в период 1964-1979 годов 500 иранских офицеров получили военное образование в СССР.

В то же время в вопросах оснащения ВВС и ВМС иранское руководство полностью ориентировалось на западные страны.

Исламская революция 1979 года внесла свои коррективы в российско-иранские связи. Вначале ее восприняли в Кремле с определенной растерянностью, так как направляющей силой этой революции оказалось духовенство, что явно не вписывалось в рамки атеистического марксизма-ленинизма. Однако демократические лозунги революции в Иране, участие в ней широких народных масс, активная роль левых организаций, а главное - ее антиамериканская сущность в разгар «холодной войны»: все это способствовало тому, что советское руководство с одобрением восприняло революционные преобразования в соседнем Иране, откуда были изгнаны американцы. Позднее в советско-иранских отношениях наметился кризис, который объяснялся несовместимостью коммунистической идеологии и ислама. Затем последовали ввод советских войск в Афганистан и ирано-иракская война (1980–1988 годов), в ходе которой Москва оказывала Багдаду значительную поддержку. Все это привело к фактическому замораживанию любых контактов, в том числе в военно-технической сфере, между Исламской Республикой Иран (ИРИ) и СССР на целое десятилетие.

Рассвет забрезжил, когда к власти в СССР пришел прагматик Михаил Горбачев, провозгласивший «новое мышление». Знаменательным событием в истории отношений между Москвой и Тегераном стало личное послание лидера исламской революции и основателя ИРИ аятоллы Хомейни Михаилу Горбачеву.

Договоренность о нормализации двусторонних отношений была достигнута в ходе визита в Москву в 1989 году бывшего спикером иранского парламента Али Акбара Хашеми Рафсанджани. К этому времени ирано-иракская война и Афганистан уже перестали быть раздражающими факторами во взаимоотношениях между Москвой и Тегераном. Более этого, у иранской стороны возникла сильная заинтересованность в закупке современных российских вооружений ввиду фактического эмбарго Запада на эту продукцию. В результате была подписана декларация, в соответствии с которой Советский Союз выразил желание «сотрудничать с иранской стороной в деле укрепления ее обороноспособности». Подтверждением этого, как отмечает Вадим Козюлин, директор проекта по обычным вооружениям ПИР-Центра политических исследований России, стали четыре контракта в сфере военно-технического сотрудничества, подписанные в 1989–1991 годах на сумму 5,1 млрд. долл. Их реализация уже в 1990 году позволила Советскому Союзу получить, по разным оценкам, от 733 до 890 млн. долл.

Соглашение от 5 ноября 1989 года предусматривало поставки Ирану 20 истребителей МиГ-29, 4 учебно-боевых истребителей МиГ-29УБ, 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24МК и двух ЗРК С-200ВЭ «Вега-Э» общей стоимостью 1,3 млрд. долл. Поставка этой военной техники была закончена к 1994 году. Помимо того, Москва обязалась обеспечивать ее запасными частями в течение 10 лет с момента продажи. Для вооружения истребителей МиГ-29 в 1990–1991 годах было поставлено 350 авиационных ракет Р-27Р и 576 ракет Р-60МК класса «воздух–воздух»; еще 94 ракеты Р-27Р поступили туда в 1994 году.

По соглашению от 17 мая 1990 года Советский Союз взял на себя обязательство построить для ИРИ на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ и поставить для них необходимое вооружение. Первые две из них были переданы Тегерану в 1992-1993 годах. В дальнейшем, под давлением Вашингтона, российско-иранское сотрудничество в военно-технической сфере стало свертываться. В результате, третья подводная лодка, которую военно-морские силы (ИРИ) получили в 1996 году, стала последней. Соглашение от 24 апреля 1991 года предусматривало российскую техническую помощь в создании и дооборудовании в Бендер-Аббасе шести объектов берегового базирования подводных лодок проекта 877ЭКМ. Общая сумма обоих контрактов составила 1,6 млрд. долл.

Последнее соглашение от 13 ноября 1991 года предусматривало передачу лицензии и оказание технической помощи при организации производства в Иране 1 тыс. танков Т-72С и 1,5 тыс. боевых машин пехоты БМП-2, а также боеприпасов к ним на общую сумму 2,2 млрд. долл. Поставка комплектующих, запасных частей и другого оборудования, лицензия на производство которых иранской стороне не передавалась, были рассчитаны до 2011 года. В рамках этого контракта в 1993 году ОАО «Научно-производственная корпорация (НПК) «Уралвагонзавод» поставила в Иран 100 танков Т-72С, в 1994 году – дополнительно 20 танков, в 1996 году – еще от двух до шести. В 1997 году Россия построила в Доруде, провинция Лурестан, завод по производству танков Т-72С, а спустя год уже в Тегеране – завод по производству БМП-2. Всего иранской стороне, включая комплекты для лицензионной сборки, было передано 422 танка Т-72С, передача которых в войска началась в июле 1998 года.

ОАО «Курганский машиностроительный завод» в 1993 году поставил в Иран 80 БМП-2, в 1996 году – два БМП-2 и 331 комплектов для их лицензионной сборки. В результате ИРИ получила 413 БМП-2 в различной стадии технологической готовности и боеприпасы для них, включая 800 ПТУР 9М111 «Фагот».

Развитию российско-иранского военно-технического сотрудничества способствовало и то, что в начале 1991 года, в ходе войны в Персидском заливе, на территорию ИРИ перелетели 115 боевых самолетов ВВС Ирака: 4 МиГ-29, 12 МиГ-23, 7 Су-25К, 22 Су-24МК, 40 Су-22, 4 Су-20, 24 Mirage F.1EQ и два самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) на базе Ил-76. Вся эта авиационная техника была конфискована, что потребовало в дальнейшем ее ремонта, поставок запасных частей и обучения личного состава. Вся эта деятельность, по-видимому, была осуществлена российской стороной.

Кроме этого, в 1994 году ОАО «Казанский вертолетный завод» поставил в ИРИ 12 вертолетов Ми-17, а 1999–2000 годах ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» – 5 транспортных вертолетов Ми-171.

В этот же период началось активное двустороннее сотрудничество и в ядерной сфере на основе подписанного в августе 1992 года «Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Исламской Республики Иран о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии». Последнее предусматривало кооперацию в области проектирования, строительства и эксплуатации исследовательских и энергетических реакторов, промышленного производства компонентов и материалов, необходимых для использования в ядерных реакторах и их топливных циклах, производства и применения радиоизотопов. Москва и Тегеран также договорились о сотрудничестве при снятии ядерных объектов с эксплуатации, совместном проведении исследований в области мирного использования атомной энергии, управляемого термоядерного синтеза, производства лазеров и их применения.

Указанное соглашение было ратифицировано Тегераном в апреле 1993 года, что позволило выйти на реальные контракты. Первый из них был подписан в январе 1995 года в Тегеране представителями Всероссийского производственного объединения (ВПО) «Зарубежатомэнергостроя» и Организации по атомной энергии Ирана на завершение строительства первого ядерного энергоблока в Бушере. В дальнейшем предполагалась поставка со стороны России еще трех реакторов: 1 ГВт и два по 440 МВт. Помимо этого, в августе 1995 года представители РФ и ИРИ подписали контракт на поставку в 2001-2011 годах ядерного топлива для АЭС в Бушере на сумму 300 млн. долл.

Однако реализовать вышеуказанное в полной мере не удалось как по финансовым причинам, так и вследствие давления со стороны Вашингтона. Основанием для свертывания сотрудничества с Тегераном в военно-технической сфере стал протокол, подписанный в июне 1995 года председателем Правительства РФ Виктором Черномырдиным и вице-президентом США Альбертом Гором. Согласно указанного протокола, который носил конфиденциальный характер, Россия обязалась до конца 1999 года завершить выполнение и не заключать новых контрактов с ИРИ по поставкам вооружений, военной техники и оказанию других услуг в военной сфере. Со своей стороны, США обязались не допускать несанкционированной передачи американского оружия из стран Ближнего и Среднего Востока в зоны, прилегающие к границам России, а также развивать с Москвой военно-техническое сотрудничество с целью совместного выхода на мировой рынок вооружений.

К моменту подписания протокола «Гор–Черномырдин» российская сторона полностью выполнила только контракт с ИРИ от 5 ноября 1989 года. Выполнение остальных советско-иранских соглашений было прервано РФ в 2000 году, что привело к общей сумме недопоставок порядка 3 млрд. долл. Последнее включало 578 комплектов для сборки танков Т-72С и 1087 комплектов для БМП-2, три подводные лодки проекта 877ЭКМ вместе с соответствующей инфраструктурой, технологическое оборудование, боеприпасы и другие услуги в военной сфере. Все это не только отрицательно сказалось на имидже Российской Федерации, но и серьезно ухудшило экономическое положение ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и ОАО «Курганский машиностроительный завод». Как следствие, уже в 1997 году президент Борис Ельцин одобрил комплексный план развития с Ираном военно-технического сотрудничества.

Несмотря на невыполнение со стороны Вашингтона взятых на себя обязательств, Россия смогла выйти из протокола «Гор–Черномырдин» только к декабрю 2000 года. Формальным поводом для этого стал факт оглашения в ходе американской президентской избирательной кампании 2000 года деталей конфиденциального протокола. Но теперь уже иранская сторона, видя в России нестабильного и ненадежного партнер и добившись определенных успехов в производстве вооружений и военной техники, стала проявлять сдержанность. Она отказалась от поставок комплектов для сборки Т-72С и БМП-2, а также дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ, ограничившись покупкой небольших партий авиационной техники, запасных частей и боеприпасов к ранее поставленной технике и обеспечением ее обслуживания и ремонта. Так, до января 2002 года ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» отправил в ИРИ 21 транспортный вертолет Ми-171; в марте 2005 года ОАО «Казанский вертолетный завод» поставил 3 вертолета Ми-17В-5 иранскому Обществу Красного Полумесяца. Помимо этого, в 2003 году Россия продала в Иран три штурмовика Су-25 из резервов Минобороны.

Аналогичное произошло и в области атомной энергетики после соответствующего межправительственного письма от декабря 1995 года. Так, к апрелю 1998 года был подготовлен контракт на поставку в ИРИ исследовательского реактора, который был должен работать под контролем Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) на уране со степенью обогащения не более 20%. Давление, оказанное на Москву со стороны Группы ядерных поставщиков, вынудило российскую сторону отказаться от этого контракта.

В период с 1992 по 1997 год российские специалисты подготовили проект шахты для добычи в ИРИ урана, но реализовать его не удалось. По финансовым причинам были прекращены и переговоры о поставке в Иран природного урана. В результате остался только контракт по строительству АЭС в Бушере, завершить который планировалось к сентябрю 2003 года. Однако значительные трудности объективного и субъективного характера привели к задержке строительства на 7 лет. Как отмечает Анна Луткова из Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», в качестве объективных причин задержки строительства можно рассматривать следующие:

- в ходе ирано-иракской войны недостроенная АЭС и завезенное туда технологическое оборудование девять раз подверглась масштабным авиационным бомбардировкам, что, в частности, привело к сильному повреждению защитной оболочки реакторного отделения;

- документация к значительной части имевшегося немецкого оборудования была утеряна, что крайне затрудняло как сертификацию оборудования, так и разработку технологий его ремонта (от каких-либо форм сотрудничества Берлин уклонился);

- Бушерский контракт стал первым для России зарубежным проектом на строительство энергетического реактора после распада СССР, что потребовало заново выстраивать производственную цепочку, изыскивать финансовые ресурсы и набирать инженерно-технический и строительный персонал;

- иранские подрядчики, участие которых в реализации проекта носило обязательный характер, оказались не в состоянии выполнить качественно и в срок взятые на себя обязательства; В этих условиях российская сторона была вынуждена взять на себя обязательство завершить сооружение АЭС в Бушере «под ключ» в 52-месячный срок.

- западные государства наложили эмбарго на поставку любого оборудования для Бушерской АЭС, что, в частности, сделало невозможным поставку из Германии системы управления для реактора;

- российский проект строительства АЭС пришлось адаптировать под существующую площадку, конструкции и оборудование, созданные немецкими специалистами;

- согласно контракта стоимость строительства не индексировалась, что привело Москву к значительным финансовым издержкам ввиду значительного роста курса евро к доллару в первом десятилетии XXI века.

Следует отметить, что в 1990-х годах сотрудничество Российской Федерации и Исламской республики Иран носило вынужденный характер, ограничиваясь ядерной и военно-технической областями. Но постепенно ситуация менялась. Вот как ее оценил российский иранист Владимир Сажин: «Сквозь сковывающую все живое мерзлоту шиитско-идеологических догматов все активнее стали пробиваться ростки прагматизма и открытости в иранском обществе, что усилило политико-экономические позиции реалистов, возглавляемых президентом ИРИ Мохаммадом Хатами». Россия тоже существенно изменилась, что позволило ей строить свою внешнюю политику на совершенно иных, демократических принципах, отвечающих условиям современного мира.

Важной вехой в новейшей истории российско-иранских отношений стал официальный визит бывшего президентом ИРИ Мохаммада Хатами в Россию весной 2001 года. Встречи и плодотворные переговоры в Москве президентов Путина и Хатами стали мощным импульсом для активизации всего процесса российско-иранского сотрудничества. К сожалению, заложенный в то время потенциал в полной мере реализован не был.

Евсеев Владимир Валерьевич, кандидат технических наук, ученый секретарь Координационного совета РАН по прогнозированию. Специально для ВК

48140 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября