Вестник Кавказа

Турция и евразийство

Алексей Власов
В Московском университете прошла презентация книги Сергея Селиверстова "Казахстан, Россия, Турция. По страницам евразийских идей". Одним из первых на постсоветском пространстве казахстанский ученый исследует важнейшую компоненту евразийской идеи - тюркский аспект. Как справедливо отмечается в его исследовании, широкомасштабная попытка осмысления "азиатского" происхождении турецкого народа начинается при Ататюрке, когда формируется "турецко-евразийское" направление общественной мысли.

Но этот процесс не мог протекать беспроблемно, поскольку обстоятельства политической истории Турции не позволяли сохранять и выдерживать этот тренд вне зависимости от конъюнктуры бурных перемен 1930-1950 годов. От национализма к западничеству - в этом диапазоне шла полемика между авторитетными философами, историками, обществоведами. По этому поводу турецкий историк Танер Тимур отмечал: "Наше общество переживает кризис самоидентификации. Мы не смогли определить свое место в мировой истории и свою цивилизационную принадлежность".

Можно согласиться с выводом Селиверстова о том, что выход Турции на постсоветское пространство в 1990-е заметно активизировал дискуссии об особом пути этого государства. Более того, Анкара пыталась примерить на себя роль лидера "тюркского региона", но, одновременно с ростом радикальных настроений, на другом полюсе мы видим возрождение интереса к идеологии евразийства. По верному замечанию исследователя, путь Турции в современную Евразию закономерно лежал через "идеальный Туран". Практическое евразийство как формула реальной интеграции побудило турецкую элиту включить в "евразийский тренд" не только республики Центральной Азии, но и Россию.

Экс-президент Турции Сулейман Демирель, выступая на конференции "Евразия в наши дни", сделал важное заявление: "Турция не стремится ни к пантюркизму, ни к панисламизму. Ни в одном из периодов своей великой истории великое тюркское сообщество не существовало как единое государство". Фактически, турецкая элита постепенно пришла к очевидному выводу - Турция и Россия - два полюса ервазийской цивилизации. Прагматика и реализм неизбежно подталкивают Россию, Турцию и Казахстан к более тесному, более ответственному взаимодействию по целому комплексу гуманитарных, социо-культурных, политических вопросов. Нельзя сказать, что этот процесс протекает вне контекста новых региональных реалий. Однако помимо ситуативной рефлексии, Россия и Турция постепенно формируют общую идеологию взаимодействия, которая будет дополнять политические практики, делая это сотрудничество более устойчивым и взаимовыгодным.
39260 просмотров