Вестник Кавказа

Этнополитическое поле Дагестана заминировано

Муса Мусаев, Дагестан
Проблемы многонационального Дагестана, связанные с вопросами передела земли или отсутствия представительства определенных этносов во власти, обострились с конца 1980-х. Сейчас кажется, что период обострения этнонационального кризиса позади, однако то там, то здесь противостояние вспыхивает с новой силой. Одной из проблемных зон Дагестана остается Карабудахкентский район. Нестабильность здесь основана на триумвирате социальных, религиозных и межнациональных конфликтов. Район, занимает огромную (по местным меркам) территорию - от побережья до предгорья, между Махачкалой и Избербашем. Там живет почти 60 тыс. человек - 60% кумыки и 40% даргинцы.

Даргинское село Губден - своеобразный религиозный центр, где большинство населения придерживается норм шариата. Разногласия между представителями традиционного и салафистского (ваххабитского) течений ислама привели глубокому конфликту и кровной мести. По данным МВД, в окрестных лесах действует группа одного из лидеров бандподполья Вагабова. Боевики нападают на милиционеров, религиозных деятелей и мирных жителей. В начале прошлого года здесь объявили специальную комплексную профилактическую операцию, в результате рапортовали о ликвидации 14 террористов.

Перманентно обостряются Карабудахкентском районе и межнациональные проблемы. Весной 2007 года назначение даргинца Магомеда Исаева начальником районного отдела милиции не устроило кумыков. Даргинцы и кумыки устроили два контрмитинга и в итоге две толпы сошлись врукопашную. Кумыки потеснили даргинцев, но последние решили взять реванш. Было мобилизовано все мужское население сел Губден и Гурбуки. Рассказывают, что народ призывали даже с минаретов мечетей. В итоге толпа из 3000 человек и направилась к райцентру. Мобилизация прошла и в кумыкских селениях. По подсчетам свидетелей, собралось порядка 3500 человек. Для обеспечения безопасности из Махачкалы в район прибыли подразделения ОМОНа, сотрудники соседних райотделов и руководство МВД. Они встали посреди поля битвы и предотвратили столкновение. После долгих переговоров толпы разошлись. Сразу после инцидента появились слухи о желании двух даргинских сел – Губден и Гурбуки – выйти из состава Карабудахкентского района, а начальником местного РОВД назначили русского - Сергея Макуху.

Перед самым новым, 2010 годом в селе Какашура, произошла массовая драка. Причиной стала борьба за имущество бывшего колхоза, которое колхозники никак не могут поделить. Конфликт тлеет уже много лет, несколько раз он переходил в активную фазу - были убитые и раненые. Бывшие работники колхоза расколоты на два враждующих лагеря. Представители противоборствующих сторон, юридически оформились в две организации - ОАО «Имени Насрутдинова» и СПК «Какашуринский». Обе группы имеют косвенную или прямую поддержку за пределами села и района.

Противостояние началось с момента реорганизации колхоза. Один из крупных доходных объектов - птицефабрика – перешел их колхозной в собственность ОАО, владельцами которого выступили представители одной из влиятельных кумыкских фамилий. Бренд птицефабрики тоже был унаследован акционерным обществом - «Колхоз имени Насрутдинова». Этот колхоз был одним из передовых и известных. 30 лет его возглавлял человек, чьим именем он потом и был назван - герой социалистического труда Ильмутдин Насрудинов. Его сын Умалат был главой Карабудахкентского района, министром сельского хозяйства Дагестана, а внук сейчас возглавляет птицефабрику. Другая ветвь семьи Насрутдиновых контролирует газовую отрасль республики - второй сын героя соцтруда был главой АО «Дагестангазпром», а его зять Керим Гусейнов сейчас возглавляет ООО «Газпром трансгаз Махачкала». Эта дочка «Газпрома», которая обслуживает участки магистральных газопроводов «Моздок – Казимагомед», «Макат – Северный Кавказ» и «Кумли – Аксай».

С приходом к власти Муху Алиева Насрудиновы оказались в опале. Сразу после своего назначения президент Дагестана сместил Умалата с поста министра, а в этом году решался вопрос о возбуждении уголовного дела против его племянника, депутата Народного собрания Магомедгусейна. Тот уверял, что уголовное преследование связано с желанием республиканских властей отстранить его от руководства компанией «Дагестансгазсервис». В итоге Магомедгусейн ушел с поста исполнительного директора этой компании.
Продолжение следует
25615 просмотров