Россия призвала Армению возобновить открытие коммуникаций с Азербайджаном
Читать на сайте Вестник КавказаРоссийский посол в Армении Сергей Копыркин сообщил о необходимости возобновить полноценную работу трехсторонней группы с участием вице-премьеров России, Азербайджана и Армении в максимально сжатые сроки.
Он отметил, что работы группы важна не только для разблокирования транспортно-коммуникационных систем на Южном Кавказе, но и для установления мира в регионе.
Дипломат подчеркнул, что Россия выступает за полное открытие экономических и транспортных коммуникаций на Кавказе. Копыркин добавил, что этим и занималась трехсторонняя группа.
Помимо этого, посол заявил, что Ереван под давлением Запада заморозил трехстороннее взаимодействие по вопросу восстановления и организации ж/д сообщения между Азербайджаном и Арменией.
Почему Армения тормозит деблокаду?
Доктор экономических наук, профессор, руководитель магистерской программы "Дипломатия" СПбГУ, член Международного дискуссионного клуба "Валдай" Станислав Ткаченко в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказал о мотивах Армении в саботировании конструктивной работы по разблокированию коммуникаций с Азербайджаном.
"Деблокада коммуникаций – последний из переговорных рычагов, которые Армения планирует использовать для того, чтобы смягчить позицию Азербайджана даже не по самой линии границы, а по тому, как она фиксируется. Может быть, Ереван рассчитывает использовать страны Запада с тем, чтобы как-то их привлечь вместо российских ФСБ для обеспечения безопасности грузоперевозок по Зангезурскому коридору. С точки зрения армянских властей, последнее, чем они в состоянии как-либо надавить на Баку по другим вопросам – это проблема наземного доступа к Нахчывану, отсюда такие промедления", - сказал он.
Экономист обратил внимание, что закрытость коммуникаций создает проблемы в первую очередь самой Армении. "Армения если не полностью остается заблокированным "островом" в регионе, то не имеет возможности эффективно развивать экономику, зарабатывая на росте транзита или трафика грузов между Турцией и Россией через Азербайджан. Турция с Россией вполне неплохо и через Черное море торгуют, но в направлении Сибири или по Срединному коридору грузы удобнее возить через Зангезурский коридор, который Армения себе же в ущерб отказывается строить", - подчеркнул Станислав Ткаченко.
"Однако Армению в ее упорстве поддерживает Иран. Иран довольно жестко отреагировал на недавнее заявление России о том, что мы хотели бы полностью выполнить трехстороннее Заявление от 9-10 ноября 2020 года, где впервые было зафиксировано открытие всех коммуникаций в регионе. Таким образом Тегеран выступил на стороне Еревана с целью сдерживать в меньшей степени Азербайджан и в большей степени Турцию. Иранские власти не хотят позволить им создать надежный канал транспортной связи, проходящий вне иранской территории (сейчас грузы приходится возить через Иран). При этом политика Тегерана противоречит логике развития региональных процессов, в соответствии с которыми Зангезурский коридор должен быть открыт в полутерриториальном виде", - добавил эксперт.