В Грузии нарастает скандал вокруг закона об иноагентах
Читать на сайте Вестник КавказаГлава грузинского парламента Шалва Папуашвили считает, что сегодня грузинская оппозиция распространяет вокруг закона об иноагентах истерию, говоря об аналоге закона, который сегодня действует в России.
Ранее в парламент внесли инициированные партией "Сила народа" законопроекты "О прозрачности иностранного влияния" и "О регистрации иноагентов". Первый затрагивает только юридические лица, а второй является вариантом американского закона.
Обсуждения законопроектов проходят на фоне уличных протестов и конфликтов внутри парламента. Как заявляет оппозиция, закон негативно повлияет на получение Грузией статуса кандидата на членство в ЕС. Также, по ее мнению, грузинский закон является аналогом закона, который работает в России.
Руководитель парламентской политической группы "Группа реформ" Хатуна Самнидзе во время сегодняшнего заседания обвинила "Грузинскую мечту" в неадекватной реакции на общественный протест. В ответ Папуашвили обвинил ее во лжи и подчеркнул, что консультация по законопроекту будет проводиться с Венецианской комиссией. По его словам, истерия о происходящем в Грузии "пускает пыль в глаза общественности".
Спикер также отрицает влияние России на принятие закона. Он добавил, что это элементарный инструмент пропаганды, которая сейчас распространяется в обществе, после чего идет истерия.
Запад против западных законов в Грузии
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе обратил внимание на двойные стандарты, применяемые Западом в отношении Грузии: один из двух законопроектов полностью копирует американский закон FARA, но США все равно заявляют о его неприемлемости.
"В "Силе народа" подчеркивают, что первый законопроект гораздо мягче американского, а второй полностью его повторяет, слово в слово. На это западные партнеры Грузии в один голос отвечают, что "в таких странах, как Россия, этот закон стигматизирует НПО, получающие финансирование с демократического Запада". Интересно, что они не хотят его обсуждать ни под каким углом, ставят его превыше 100 пунктов, которые Грузия должна выполнить для евроинтеграции, и заявляют, что если он будет принят, значит, Тбилиси хочет прекратить дружбу с Западом и пойти по пути России", - обратил внимание он.
"И в Таджикистане, и в Кыргызстане, и в Туркменистане, принимаются подобные законы, и получается, что стигматизация идет уже в отношении Грузии со стороны западных партнеров и покорных Михаилу Саакашавили НПО. А ведь эти НПО в самом деле составляют проблему. Западные ученые пишут, что Грузия во времена Саакашвили было НПО-кратией, что работа неправительственных организаций тогда не усиливала гражданское общество, а укрепляло репрессивный саакашвилевский режим. В Норвегии был доклад, что деньги на реформу судов в Грузии помогли создать суд, лидировавший в системе репрессивных органов, вообще ничего не признававший, кроме приказов сверху", - напомнил Петре Мамрадзе.
Когда будет принят закон об иноагентах в Грузии?
В то же время политолог подчеркнул, что в Грузии против законопроектов об иноагентах выступают и многие не связанные с Саакашвили люди, в том числе он сам. "Грузинская мечта", тем не менее, твердо намерена принять один из законопроектов.
"У властей сейчас такой подход: давайте все, кому нравится и кому не нравится, примут участие в слушаниях – у любой политической группы есть право на обсуждение любого закона, поэтому нужно представить аргументы за и против и обсудить их. Более того, "Мечта" обещает, что после первого слушания, как это полагается, оба законопроекта отправятся в Венецианскую комиссию на экспертизу, и правящая партия с вниманием отнесемся к результатам экспертизы", - отметил Петре Мамрадзе.
Действия оппозиции только играют на руку властям, поскольку выходят за рамки правового поля. "В ответ на приглашение к диалогу саакашвилевская партия "ЕНД" в здании парламента устраивает дебош. Лидер "Национального движения" Леван Хабеишвили с балкона парламента заявил вчера прямо: "Мы переходим к физической борьбе", поскольку в политической борьбе ему участвовать не по силам. Их метод – ворваться в зал заседаний, начать крушить все вокруг, сыпать проклятиями и неприличными выражениями. Все это с удовольствием передают по телевидению. В итоге трезвые голоса противников законопроектов попросту не слышны, их глушит "ЕНД", и настоящего обсуждения нет", - пояснил эксперт.
"Получается, что диалога по серьезному вопросу нет, а есть стигмы с двух сторон – со стороны Запада и со стороны оппозиции. Слышны только клише и лозунги. Я думаю, что в дальнейшем из законопроектов может быть, например, устранено слово "иноагент", то есть власти проявят некоторую гибкость. Можно сделать название "закон о большей прозрачности", наоборот, содействующий работе НПО. Какой-то компромисс наверняка будет найден, потому что "Мечта" не станет рисковать поддержкой той части населения, которая за нее голосует против Саакашвили, но не хочет, чтобы этот закон был принят", - заключил Петре Мамрадзе.