Как геополитические изменения повлияют на экономику и безопасность Южного Кавказа

Читать на сайте Вестник Кавказа

Разрешение армяно-азербайджанского конфликта и деоккупация территорий Азербайджанской Республики изменили геополитический расклад в регионе и открыли новые возможности для развития сотрудничества. Трехстороннее заявление лидеров Азербайджана, Российской Федерации и Армении от 10 ноября 2020 года положило конец 30-летней оккупации территорий Азербайджанской Республики. Там же предусмотрено разблокирование региональных коммуникаций.

Конфликт создавал нестабильность в регионе, становился причиной отказа от капиталовложений со стороны иностранных инвесторов. Однако сегодня можно спрогнозировать рост темпов экономического развития, а также увеличения инвестиционной активности. Развитие нового формата сотрудничества в регионе, или даже устранение торговых барьеров, создание совместных предприятий, развитие цифровой экономики, транспорта и туризма, как и рост гуманитарного взаимодействия, будут отвечать интересам всех стран.

Новую геополитическую ситуацию в регионе можно охарактеризовать двумя факторами: первый фактор — освобождение Азербайджаном своих территорий; второй фактор связан с открывшимися экономическими возможностями. Это в основном касается открытия региональных транспортных коридоров.

В декабре прошлого года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с инициативой создания "платформы шести", которая охватила бы Россию, Турцию, Азербайджан, Грузию, Иран и, возможно, Армению, если правительство последней примет решение о признании новых реалий. По словам президента Турции, проект стал бы хорошей основой для установления стабильности регионе.

Учитывая внутриполитическую ситуацию в Армении, поначалу было предложено вовлечение в проект лишь пяти из вышеперечисленных стран. При этом в отношениях между некоторыми другими странами региона также есть сложности, поэтому речь идет о том, чтобы реализовывать проект поэтапно. Так, Азербайджан взаимодействует с соседними странами в форматах Азербайджан-Грузия-Турция, Азербайджан-Иран-Турция, Иран-Азербайджан-Россия. С помощью подобных трехсторонних и четырехсторонних форматов можно развивать сотрудничество в рамках вышеуказанного проекта.

"Платформа шести" или формат "3+3" отвечает интересам всех стран региона. Несмотря на то, что в декабре 2020-го года заместитель министра иностранных дел Грузии Лаша Дарсалия выступил с заявлением о том, что грузинская сторона не присоединиться к проекту не при каких условиях до тех пор, пока Российская Федерация "не выполнит свои международные обязательства", позже появилась другая информация[1]. Президент Грузии Саломе Зурабишвили, выступая на первой пленарной сессии грузинского парламента, избранного осенью 2020 года, призвала к созданию нового регионального формата - "Кавказской платформы мира". Президент отметила важность участия Грузии в региональных проектах, добавив, что Тбилиси должен вернуть свое место центра кавказской идентичности и кавказологии".[2] В октябре 2021 года глава МИД Грузии Давид Залкалиани, комментируя возможность присоединения Грузии к проекту "3+3", заявил, что страна должна принимать участие в проектах регионального сотрудничества хоть в какой-то форме.[3] Так из политического балансирования между югом и западом Грузия может извлечь ощутимую выгоду, что будет полезнее однозначного отказа от всех предложений. Кроме того, растущий интерес многих стран к эксплуатации железной дороги "Баку-Тбилиси-Карс" для перевозки грузов по маршруту Япония-Россия-Азербайджан-Грузия-Турция-Европа может стать сигналом для принятия решения в пользу расширенного регионального сотрудничества с ее стороны.

Для Армении проект может стать шансом вырваться из экономической блокады, которая длиться уже много лет, и начать сотрудничать с соседями. Однако перед этим Армения должна признать территориальную целостность Азербайджана. На данный момент как в самой Армении, так и среди представителей армянской диаспоры все еще присутствуют реваншистские настроения, которые деструктивно влияют на процесс установления мира в регионе. Так, каждый шаг правительства к сотрудничеству с Турцией или Азербайджаном воспринимается реваншистами с особой агрессией. Это негативно сказывается в первую очередь на экономике страны. Поэтому присоединение к региональным проектам и установление мира в регионе отвечает интересам Армении, 83% границ которой закрыты.[4] Таким образом, перед Ереваном встает дилемма: развитие страны или попытка военного реванша и дальнейшее нахождение в блокаде в течение многих лет.

Между тем, Азербайджан развивает сотрудничество со многими странами региона. Растет товарооборот с Россией. Президент Ильхам Алиев в интервью российскому изданию "Национальная оборона" отметил, что "отношения между странами основаны на дружбе, добрососедстве, взаимной поддержке и взаимных интересах".[5] Также глава государства заявил, что "отношения между Баку и Москвой вышли на новый уровень".[6] Что касается отношений Азербайджана и Турции, нужно отметить, что 10 декабря 2020 года главами государств был подписан протокол, предусматривающий взаимные поездки граждан двух государств по внутренним паспортам. Однако Баку и Анкара заинтересованы в реализации и более глобальных проектов.

Вступление в новый региональный альянс на равных условиях с другими странами, возможность получить новые инвестиции и доступ к азиатским рынкам также отвечает интересам Тегерана. ИРИ уже имеет опыт сотрудничества в рамках трехсторонних таких форматов как Азербайджан-Россия-Иран и Турция-Россия-Иран.

"Шестисторонняя платформа" подразумевает стабильное и безопасное развитие, поэтому региональное сотрудничество становится необходимостью. В условиях новой геополитической реальности на Южном Кавказе проект "3+3" мог бы содействовать укреплению всего региона. Турция и Азербайджан готовы разблокировать коммуникации для создания ясной и устойчивой системы сотрудничества. Для всех стран региона проект станет шагом к выходу на более широкий экономический рынок. Однако участие в проекте требует определенных усилий и реальной заинтересованности всех стран-участниц. 

[1] "Участие Грузии в "платформе шести" не представляется возможным из-за РФ - замглавы грузинского МИД", 12.12.2020

[2] "პრეზიდენტმა მეათე მოწვევის პარლამენტის პირველი სხდომა გახსნა", 11.12.2020  

[3] "МИД Грузии о формате "3+3": С РФ будет сложно, но необходимо", 08.10.2021

[4] "Последняя надежда Армении: иллюзии и некомпетентность Карена Карапетяна", 22.06.2017 

[5] "Ильхам Алиев: отношения России и Азербайджана основаны на дружбе и взаимной поддержке", 24.09.2021 

[6] Там же.