Кто написал Библию?
Читать на сайте Вестник КавказаЗа прошедшие века миллиарды людей прочитали Библию. Будучи священным текстом двух ведущих мировых религий, иудаизма и христианства, а также других верований, Библия оказала значительное влияние на литературу, особенно в западном мире. Она была переведена почти на 700 языков, и хотя точные цифры продаж трудно указать, считается, что Библия - самая продаваемая книга в мире. Как отмечает History в материале Who Wrote the Bible?, несмотря на неоспоримое влияние Библии, ее появление окутано тайной. Спустя почти 2000 лет существования и столетий исследований теологов мы до сих пор не знаем наверняка, кто написал тексты Библии, когда они были созданы и при каких обстоятельствах.
Ветхий Завет: теория единого автора
Ветхий Завет, или еврейская Библия, рассказывает историю народа Израиля на протяжении тысячелетия, начиная с сотворения Богом мира и человечества, и содержит истории, законы и мораль, которые составляют основу религиозной жизни как евреев, так и христиан. В течение как минимум 1000 лет иудейская и христианская традиции считали, что один автор написал первые пять книг Библии - Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие, именуемые также Торой (что означает ”наставление” на иврите) и Пятикнижием (по-гречески ”пять свитков”). Считается, что единственным автором был Моисей, еврейский пророк, который вывел израильтян из египетского плена и повел их через Красное море к Земле Обетованной.
Тем не менее почти сразу читатели Библии заметили, что в так называемых ”пяти книгах Моисея” есть вещи, свидетелями которых сам Моисей быть не мог: его собственная смерть, например, происходит в конце Второзакония. Том Талмуда, сборник еврейских законов, записанных между III и V веками н.э., объясняет эту несостыковку тем, что Иисус Навин (преемник Моисея как лидер израильтян), вероятно, написал строки о смерти Моисея.
”Это одно из многих мнений, - говорит Джоэл Баден, профессор Йельской богословской школы и автор книги ”Пятикнижие: обновление документальной гипотезы”. - Но вопрос возник уже тогда: возможно ли, что Моисей все это написал?” К началу эпохи Просвещения в XVII веке, теологи стали еще больше сомневаться в авторстве Моисея, а также в том, что Библия вообще могла быть написана одним автором. Первые пять книг заполнены противоречивым, повторяющимся материалом, и зачастую создается впечатление, что в пределах одного раздела текста рассказываются разные версии истории израильтян.
Как объясняет Баден, ”классическим примером” этой путаницы является история о Ное и потопе (Бытие 6: 9). ”Вот мы читаем, и нам не известно, сколько Ной взял с собой в ковчег животных, - поясняет ученый. - Далее уже говорится о двух животных. Затем о паре и еще 14 животных. Точно так же в тексте непонятна продолжительность наводнения: в одном месте речь идет о 40 днях, в другом - о 150.
Ветхий Завет: разные школы авторов
Чтобы объяснить библейские противоречия, повторения и общие нестыковки, большинство ученых ссылаются на то, что истории и законы, которые содержатся в тексте, передавались устно, через прозу и поэзию, на протяжении веков. Начиная примерно с VII века до н.э., различные группы или школы авторов записывали тексты в разное время, прежде чем они в какой-то момент (вероятно, в I веке до н.э.) были объединены в одну многослойную работу, которая нам известна сегодня.
Из трех основных блоков исходного материала, которые, по мнению ученых, составляют первые пять книг Библии, первая, предположительно, была написана группой священников или авторов-священников, чьи работы ученые обозначают как ”С”. Второй блок исходного материала, обозначаемый литерой ”Д” (Девтерономист), приписывается автору или авторам подавляющего большинства книги Второзакония. ”Эти два блока, на самом деле, не связаны друг с другом каким-либо существенным образом, - объясняет Баден, - за исключением того, что они оба знакомят с законами и рассказывают раннюю историю Израиля”.
По мнению некоторых ученых, включая Бадена, третий основной блок исходного материала в Торе можно разделить на две разные, но последовательные школы, названные в честь слова, которое каждый использует для Бога: Яхве и Элохим. Истории, где используется имя Элохим, классифицируются как ”Э”, соответственно, те, где используется имя Яхве, обозначаются ”Я”. Другие ученые не согласны с этой теорией. По словам Бадена, они определяют гораздо более постепенный процесс, в котором материал из многочисленных небольших источников был объединен в течение более длительного периода времени.
Новый Завет: кто писал Евангелие
Ветхий Завет рассказывает о тысячелетней истории израильтян до рождения Иисуса Христа, а Новый Завет описывает жизнь Иисуса, его рождение, учения, смерть и последующее воскресение. Этот текст формирует фундаментальную основу христианства. Начиная примерно с 70 г. н.э., через четыре десятилетия после распятия Иисуса (согласно Библии), появились четыре анонимно написанные хроники его жизни, которые стали центральными документами в христианской вере. Названные в честь самых преданных земных учеников Иисуса, его апостолов, - Матфея, Марка, Луки и Иоанна - четыре канонических Евангелия традиционно считались свидетельствами очевидца жизни, смерти и воскресения Иисуса.
Но в течение более ста лет ученые в целом соглашаются с тем, что евангелия, как и многие книги Нового Завета, на самом деле не были написаны людьми, которым они приписываются. Скорее всего, истории, составляющие основу христианства, сначала передавались в устной форме из поколения в поколение, прежде чем были собраны и записаны.
”Имена прикреплены к названиям евангелий ( ”Евангелие от Матфея”, например), - пишет библейский ученый Барт Эрман в своей книге ”Иисус, противоречия”, - позднее редакторами и писцами, чтобы информировать читателей, о том, кто, по их мнению, был автором различных версий”.
Традиционно, 13 из 27 книг Нового Завета приписываются апостолу Павлу, принявшему христианство после встречи с Иисусом по дороге в Дамаск и написавшему серию писем, которые помогли распространить веру по всему средиземноморскому региону. Но ученые теперь говорят о подлинности только семи посланий Павла: Римлянам, 1-е и 2-е к Коринфянам, Галатам, Филиппийцам, 1-е к Фессалоникийцам и к Филимону. Считается, что они были написаны между 50-60 гг. н.э., что делает их самым ранним из известных свидетельств христианства. Авторы более поздних посланий, возможно, были последователями Павла, использовавшими его имя для придания подлинности произведениям.
К IV веку н.э. христианство стало доминирующей религией в западном мире, а Новый и Ветхий Заветы - главными священными текстами. В последующие века Библия станет еще более важной для жизни и веры миллионов людей во всем мире, несмотря на тайну ее появления и продолжающиеся сложные дискуссии об авторстве.