© Фото: Президент Украины дал понять, что помощь МВФ – едва ли не единственный шанс государства выбраться из кризиса

Владимир Зеленский готов пойти на непопулярные меры

Читать на сайте Вестник Кавказа

В отношениях МВФ и Украины наступил долгожданный для Киева просвет. Деньги Украина получит, но должна принять законы, которые большинство в стране считает неприемлемыми. Собственно, об условиях предоставления транша Киев был извещен давно. Но судя по тому, как сегодня разворачиваются события, отношения между МВФ и украинскими властями перешли в область торговли. Сегодня МВФ готов предоставить не запрашиваемый объем средств, а даже увеличить кредитную программу с 5,5 млрд дол. до 8 млрд долларов.

Чтобы это произошло, Верховная Рада должна принять законы, которые оппозиция в лице Юлии Тимошенко уже назвала антиукраинскими.

МВФ требует отменить многолетний мораторий на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения. Верховная рада еще в начале года приступила было к обсуждению законопроекта, но далеко не продвинулась. Проявились противоречия между депутатами и фракциями, законопроект оброс таким количеством поправок, что стало понятно – нужен новый, потому что сам текст попросту терялся в массе взаимоисключающих замечаний и требований.

Сегодня властям вроде бы удалось отбиться от массовых атак, вызванных опасением в том, что земля уйдет иностранцам. Достигнуто принципиальное соглашение – неграждане Украины не смогут покупать сельскохозяйственную землю по меньшей мере до проведения референдума по данному вопросу. Правда, не очень понятно, как к этому внутриукраинскому компромиссу отнесутся в МВФ. Входит ли такой расклад в планы этого института, не противоречит ли он его планам – пока не известно.

Еще один нюанс. Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что площади продаваемых наделов будут уменьшены вдвое против планировавшихся: для физических лиц – максимум 100 гектаров, а для юридических – не больше 10 тысяч гектаров. Это, конечно, если итоги референдума окажутся в пользу принятия такого закона.

Впрочем, подобные ходы президента оппозицию никак не впечатлили. Так, Юлия Тимошенко успела их "разоблачить", заявив, что на планете обостряется вопрос продовольственной безопасности, и в таких условиях затевать продажу сельскохозяйственных угодий – преступление перед нацией, потому как отдать землю иностранцам означает, попасть в кабалу и получить разрушенную страну.

Другое ключевое требование МВФ - принять закон, не допускающий возвращения национализированных банков бывшим владельцам. Даже прецедент способен сокрушить всю финансовую систему Украины и ввергнуть в хаос, не говоря о погашении внешних кредитов.

Тут отдельной "графой" очевидно следует выделить известного бизнесмена Игоря Коломойского, не без помощи которого Владимир Зеленский стал президентом. Во время президентства Петра Порошенко Коломойский лишился одного из своих ценных активов в виде "Приват Банка". Похоже, Коломойский имел какие-то виды на свой бывший банк, потому как отреагировал достаточно нервно, заметив, что Украине лучше объявить дефолт, а не сотрудничать на таких условиях с МВФ.

Если бизнесмен связывал какие-то надежды с тем, что Зеленский по названной выше причине не пойдет против его интересов, то похоже ошибался. Президент, наоборот, довольно жестко в заочной полемике объявил, что дефолт – не путь Украины. Он призвал депутатов Верховной рады не откладывать заседание и по мере возможности собраться в минимальные сроки, поскольку речь идет о чрезвычайно важных для будущего Украины вопросах и законопроектах. Зеленский по сути дал понять, что помощь МВФ – едва ли не единственный шанс государства выбраться из кризиса.

Но добиться поставленной цели Владимиру Зеленскому будет очень трудно.

Во-первых, трудно сказать, как депутаты отреагируют на его призыв "собраться в сжатые сроки". Очередное заседание планировалось провести на уходящей неделе, но не состоялось, так как сразу несколько народных избранников оказались инфицированными коронавирусом. Остальные ушли на законный карантинный режим. Возникли закономерные организационные вопросы, которые, к слову, пока и не решены: где проводить заседания парламента не очень понятно, можно ли проводить их в удаленном режиме – тоже непонятно, как в законодательной, так и с технической позиций.

Во-вторых, протолкнуть законопроект о земле в требуемом МВФ виде, представляется делом невозможным. Инициатива в данном вопросе целиком на стороне оппозиции, националистических группировок. Спекуляции на тему "продать родину" идут в полный рост. Идея не популярна и среди простого населения.

В-третьих, очень непросто и с законом по невозвращению банков прежним хозяевам. Здесь может статься так, что и в президентской команде не окажется единодушия. Дело в том, что вся она в свое время была связана с Игорем Коломойским в творческом плане – ведь именно он стоял за популярными шоу и сериалом, благодаря которым члены команды обрели известность и популярность. И если Зеленский считает или вынужден считать себя свободным от обязательств перед Коломойским, в том числе и моральных, то у других членов команды к щепетильному сенситивному вопросу может быть совершенно иное отношение. Помимо этого, или даже без этого, считается, что у Коломойского в Верховной раде есть влиятельная группа сторонников, и она при соответствующей отмашке способна провалить любой законопроект.

Суммирование всего этого дает итог: сотрудничество МВФ с Украиной на нынешних условиях состоится не скоро, если состоится вообще.