© Фото: Мария Новоселова/ "Вестник Кавказа"

За дирижерским пультом Валерий Гергиев

Читать на сайте Вестник Кавказа
Сегодня  дирижеру, многолетнему художественному руководителю Мариинского театра Валерию Гергиеву исполняется 70 лет. 12 января нынешнего года он уже отметил одну знаменательную дату - 45-летие своего дебюта за дирижерским пультом Мариинского, а юбилей маэстро встречает в Петербурге, где вечером состоится гала-концерт, посвященный 10-летию Мариинского-2.

Детство

Валерий Гергиев родился и раннее детство провел в Москве.

Если не ошибаюсь, квартировали мы в районе Добрынинской, в памяти о том периоде почти ничего не осталось

- рассказывает дирижер.

Его отец Абисал Гергиев был кадровым офицером, в 1958 году вышел в отставку. После этого семья приехала в Орджоникидзе (нынешний Владикавказ), где и вырос будущий дирижер. В детстве он увлекался футболом.

Это была совершенно неистребимая страсть. Мог с утра до ночи гонять по двору хоть мяч, хоть консервную банку

- вспоминает маэстро.

Интерес к музыке появился благодаря маме, которая "сумела добиться нужного результата без криков, давления и скандалов". А еще на гастроли в Орджоникидзе приезжали Святослав Рихтер и Мстислав Ростропович, и их концерты произвели на Гергиева огромное впечатление.

Услышав, увидев этих музыкантов, я понял, что буду заниматься музыкой всю жизнь

- говорит Гергиев.

Учеба в Орджоникидзе

Гергиев окончил музыкальную школу № 1 имени Чайковского, а потом - музыкальное училище.

Мне невероятно повезло с первыми педагогами. Зарема Лолаева с семи лет учила игре на фортепиано, а Анатолий Брискин в пятнадцать начал знакомить с азами дирижирования

- рассказывает маэстро.

Встречу с Брискиным, выпускником фортепианного и дирижерского факультетов Ленинградской консерватории, он называет главным и решающим моментом в своей профессиональной судьбе:

Благодаря ему я стал понимать, в чем сила музыки вообще и симфонической в частности

В Ленинграде

В 1972 году Гергиев поступил в Ленинградскую консерваторию в класс дирижирования профессора Ильи Мусина, у которого учился и Брискин. Среди других его известных воспитанников - Юрий Темирканов, Ялчин Адигезалов, Одиссей Димитриади, Джемал Далгат. Еще студентом, в 1976 году, Гергиев получил первую премию IV всесоюзного конкурса дирижеров в Москве, а в следующем году стал лауреатом международного конкурса молодых дирижеров, организованного фондом Герберта фон Караяна, в Берлине.

Кировский театр

В 1977 году выпускник консерватории был приглашен в Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени Кирова на должность ассистента главного дирижера и художественного руководителя, которым в то время был Юрий Темирканов. Дирижерским дебютом Гергиева в театре 12 января 1978 года стала опера "Война и мир" Прокофьева. В том же году в его репертуаре появились балет "Ромео и Джульетта" Прокофьева, оперы "Мазепа" Чайковского и "Трубадур" Верди. В 1981-1985 годах, продолжая работать в Ленинграде, музыкант руководил Государственным симфоническим оркестром Армении.

В 1988 году Гергиев был избран музыкальным руководителем Кировского театра. На его сцене маэстро начал проводить большие фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. Так, в 1989 году фестиваль был посвящен 150-летию Мусоргского, в 1990-м - 150-летию Чайковского, в 1991-м - 100-летию Прокофьева. Эта традиция продолжается и в XXI веке.

Симфонический оркестр Мариинского под управлением Гергиева постоянно осваивает новые оперные и балетные партитуры, а также пополняет симфонический репертуар. В его творческом активе - все симфонии Брамса и Бетховена, Чайковского и Шостаковича, Прокофьева и Сибелиуса, сочинения Берлиоза, Римского-Корсакова, Рахманинова, Стравинского, Мессиана, Щедрина, Уствольской, Канчели и многих других композиторов разных эпох и стилей.

Мариинский

В январе 1992 года театру было возвращено его историческое название - Мариинский.

Нынешний Мариинский театр по праву считается преемником и продолжателем традиций Кировского. Достаточно сказать, что в советские времена определение Kirov ballet служило синонимом совершенства

- напоминает дирижер.

В 1996 году он стал художественным руководителем и директором Мариинского, возглавив оркестр, оперную и балетную труппы.

Для нас даже 1990-е годы оказались плодотворными и успешными. Инстинктивно я попытался тогда создать из театра некий Ватикан, мини-государство со своим уставом

- рассказывает Гергиев.

В тот период необходимо было "сохранить труппу, выжить", и "эту задачу решить удалось".

Видимо, из меня вышел неплохой кризис-менеджер

- говорит он.

Благодаря энергии и организаторским способностям худрука в 2006 году в Мариинском был открыт Концертный зал, в 2013-м у театра появилась вторая сцена (Мариинский-2). В январе 2016 года заработал филиал во Владивостоке - Приморская сцена, а в апреле 2017 года - во Владикавказе. Кроме того, в 1998 году была создана Академия молодых оперных певцов - стажерская труппа при Мариинском театре. Там начинающие вокалисты получают возможность профессионально совершенствоваться и готовиться к работе на большой сцене.

Пасхальный фестиваль

Гергиев - основатель и руководитель многих музыкальных фестивалей, самым известным является ежегодный Московский Пасхальный фестиваль. Впервые он состоялся в российской столице в мае 2002 года, постепенно география фестиваля стала расширяться. Нынешний, XXII фестиваль проходит с 16 апреля по 9 мая в Москве, Твери, Казани, Екатеринбурге, Тюмени, Новосибирске, Красноярске, многих других российских городах.

О профессии дирижера

О своей профессии Гергиев говорит так:

Мы не боги, а слуги. Композитора, оркестра, слушателя.

И еще вспоминает слова профессора Мусина:

Дирижирование - это трудно. Особенно первые семьдесят лет.

Свой юбилей маэстро отметит гала-концертом в Петербурге, посвященном 10-летию Мариинского-2. В этот вечер на его сцене выступят Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Диана Вишнева, Денис Мацуев, Алексей Марков, Михаил Петренко и другие известные исполнители, а также хор и симфонический оркестр Мариинского театра.